В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
Второй за октябрь и второй подряд поминальный текст. Так уж распорядилась судьба – ушли люди очень значительные, значимые и знаковые для города И. От города отрезали по куску. Иркутск два раза подряд стал меньше.
Чтобы не возникло непонимания с заголовком, процитирую словарь русского арго: «Хилять на коду — (или идти) переходить на заключительную часть музыкального произведения, композиции, завершать исполнение музыкального произведения...».
Довелось мне вчера поработать членом жюри на молодежных дебатах. Дебаты состоялись между командой «ЛенКом» (комсомольцами, начинающими коммунистами) и командой «МГЕР» («Молодой гвардией», начинающими единороссами). Политические дебаты между будущими политическими звездами это очень интересно, обязательно при случае напишу колонку и про дебаты, но сегодня про «Точку кипения», в которой эти дебаты происходили. Поскольку давно про нее написать собирался.
Речь сегодня пойдет о «герое Сибири», который никаким «героем Сибири» не считается, да и «героем России» его почитают очень немногие. Эта колонка – скромная попытка воздать должное, сказать «спасибо за Сибирь» человеку, который умер больше четырехсот лет назад. Хочу сразу огорошить читателя – речь пойдет о Борисе Годунове. Да-да, о том самом, который «мальчики кровавые в глазах».
То, что произошло 19 сентября (и даже в ночь на 20 сентября) на первой сессии новоизбранного Законодательного собрания Иркутской области, еще долго будет подвергаться пересудам, переписам, перезвонам… Журналист Галина Солонина назвала случившееся «вторым туром выборов в Законодательное собрание». Остроумную формулировку подхватили практически все, правда, не ссылаясь на автора – кто от незнания, кто от зависти к формулировке, кто из боязни получить нагоняй от бдительного начальства, для которого Солонина это опасный автор из «неправильного лагеря».
9 сентября на выборах в Законодательное собрание Иркутской области Наталья Дикусарова, кандидат от партии «Единая Россия», одержала, что называется, «абсолютную победу» в восемнадцатом одномандатном округе, в который входят Тайшетский и родной для победительницы Чунский район. Победительница уже многократно и заслуженно поздравлена, поэтому колонка будет не столько про нее, сколько, как говорится, про жизнь. Я не большой сторонник смешения жанров, то есть, считаю правильным, когда о политиках пишут «политически», а не в духе «практической экзистенциалистики», однако позволю себе сегодня отступиться от принципа соответствия стиля и темы.
Поражение, которое потерпела партия «Единая Россия» 9 сентября на выборах в Законодательное собрание Иркутской области, оппоненты партии имеют полное право назвать «разгромным» или «позорным». Склонные к снисходительности оппоненты могут называть его «болезненным», но сути дела это не меняет. Если провал партийного списка ЕР более или менее прогнозировался – пусть и не такой большой, каким оказался – то результат по одномандатным округам все-таки тянет на сенсационный. Кандидаты ЕР проиграли больше половины округов, хотя логика и предшествовавший опыт подсказывали, что уж в ситуации, когда избиратели голосуют за конкретных персон, а не за партийные бренды, респектабельные и ресурсные кандидаты, с хорошей узнаваемостью, должны отыграть места в ЗС, потерянные по партспискам, не напрягаясь. Этого не случилось. Наверное, в том числе и потому, что не напрягались. Разгромные неудачи постигли даже тяжеловесов вроде Виталия Шубы или Геннадия Нестеровича.
Пошла последняя политическая неделя года, в том смысле, что выборы в Законодательное собрание Иркутской области в воскресенье, мучить избирателей вымученной агитацией политики и политические партии будут всего пять дней. Позволю себе немного агитации без имен и названий (политических партий).
Слава нашим волшебникам и фокусникам, точнее, политтехнологам! 23 августа они организовали и провели уникальный митинг. Первый в России и возможно первый в истории человечества.
До выборов в Законодательное собрание Иркутской области остается меньше месяца. Немного удивлен и даже обижен тем обстоятельством, что к нашим выборам так называемые «федеральные СМИ» не проявляют практически никакого внимания. А следовало бы, учитывая политическую уникальность Иркутской области, ее фактическую «двухпартийность». Поделюсь некоторыми наблюдениями-соображениями, отставив в стороне политические партии, которые принимают участие в выборах, но не являются формальными элементами иркутской двухпартийности. Партия-фантом КПСС, играющая на стороне «Единой России», и партия-фантом «Гражданская платформа», играющая на стороне КПРФ, точнее, областной власти, возглавляемой руководителем обкома КПРФ, в этой колонке поминаться не будут.
Екатерина Шульман, политолог с лучшим политологическим голосом в современной России – не голосом, а звуком упругой леденистой струи, бьющей в стенку цинкового ведра – придумала гениальную формулу, позволяющую отличать новости от событий. Новости это то, что привлекает внимание. События это то, что имеет последствия.
Памятник Евтушенко поставили в Зиме, но по его поводу выносят мозг себе и друг другу в основном жители Иркутска. Это не должно удивлять. Настоящий «комплекс памятников», уникальная способность испытывать по вопросу о памятниках чрезвычайное возбуждение в любое время дня и ночи – все это важные составляющие иркутской натуры.
Я столько раз использовал устно и письменно словосочетание «иркутский политический постмодернизм» и «иркутская постмодернистская политика», что настало время объясниться.
Колумнистика, как медийный жанр, не предполагает даже малейших проявлений «ложной скромности». Более того, одна из причин, из-за которой серьезные люди увлекаются колумнистикой, это известный принцип «сам себя не похвалишь – никто не похвалит». Так что, оперевшись не только на обнуленную стеснительность, но и на проверяемые факты, отвечая на часто задаваемый и местными, и иногородниками вопрос, кто же придумал словобуквосочетание «город И.», я ответствую прямо и честно: «Я и придумал. И могу рассказать как».
В своих колонках в «Иркутской торговой газете» я уже скоро как восемь полных лет составляю обширный пазл из фрагментов того, что называю «философией иркутской жизни». Пришла пора написать фрагмент про, пожалуй, самое неприятное в этой самой жизни. Про застой, закупорку в поколенческом обновлении иркутян, занимающих «позиции влияния» в публичном пространстве города, главное, что оказывающих влияние на установление правил городской жизни. Про неприятное лучше всего писать в ленивую летнюю пору. В короткий для сибирского города период, когда и у авторов, и у читателей хроническая «сиеста головного мозга». Вероятные читательские психотравмы могут оказаться менее болезненными. Еще эффект от неприятного можно амортизировать красочными цитатами из литературы.
О победе наших чудо-богатырей на их «Дон-Кихотами» хочется высказаться как-то по-человечески – то есть без политической демагогии и без спортивной аналитики. Выскажусь. С детства приучен радоваться, если слабые каким-либо способом побеждают сильных. Ну что поделать, если воспитывали меня на сказках, а не на Фридрихе Ницше? Потому и радуюсь вместе со страной, что наши «слабые» победили испанских «сильных». А на то, что сделали они это с помощью того, что любители зрелищного футбола именуют «антифутболом», что весь мир, за исключением России, плевался во вчерашний матч – так на то мне плевать. Слабым можно побеждать сильных так, как могут. Главное, что побеждать. Вот и все. Ну а то, что я позволяю себе некоторый сарказм в адрес либеральных интеллигентов, позволяющих себе мудрые высказывания в духе «умеем мы только все портить и ломать, что во внешней политике, что в футболе», так это я сгоряча.
Не так давно я позволил себе характеристику «благообразный застой» в отношении нынешнего состояния Иркутской области. Кое-кто из знакомых был в восторге от этого определения. У кого-то оно вызвало недоумение или даже категорическое неприятие, граничащее с возмущением. Ну какой в самом деле застой, при таких-то масштабах бюджета и таких-то показателях добыч и производств, которыми владеют на территории области разные мегасуперпуперкорпорации?
В современной школе на уроках обществознания (старшее поколение помнит эту дисциплину как «обществоведение») учат, что бывает мобильность вертикальная и мобильность горизонтальная. В работах ЕГЭ по обществознанию можно встретить различные вариации школьников, что называется, «на тему». В этом году мне, как проверяющему ЕГЭ, довелось увидеть и «диагональную мобильность» (кстати, перспективный социологический термин), и совершенно чудесную «межпланетную мобильность». Ну а жизнь подбрасывает нам примеры мобильности межпартийной.
Хотел назвать эту колонку – «Второй Иркутск», но сообразил, что читатели-иркутяне подумают про Второй Иркутск (который в Ленинском районе), а текст все-таки не об этом. Кстати, один мой знакомец, живущий во Втором, отлично отвечает на вопрос про актуальное местонахождение. «Ты сейчас где, в Иркутске?» «Нет, я во Втором». Еще хотел назвать колонку «Иркутск-Джекил и Иркутск-Хайд», но тоже отказался. Во-первых, это будет ложное эстетствование. В-третьих, текст все-таки про другое. Вы спросите, а где же «во-вторых»? А нигде. Просто после упоминания ложного эстетствования надо было показать пример такового, вот и идет у меня «в-третьих» после «во-первых».
Биткоин резко наращивает капитализацию, каждый день демонстрируя все более высокие рекорды своей стоимости. Уже достаточно уверенно называют его цену в $200 тыс. за одну монету к концу следующего года.
В России заработает новая система бесконтактной оплаты – деньги за покупки можно будет отправлять продавцу по Bluetooth. Как будет работать технология и чем она будет полезна населению, abnews.ru рассказал IT-специалист Максим Трухов.
Переход к экономике высоких зарплат, похоже, заметно буксует. Выяснилось, что сегодня 55% россиян недовольны своим доходом, несмотря на то, что в текущем году почти 70% компаний повысили зарплаты свои сотрудникам.
В ноябре цена на говядину для мясоперерабатывающих предприятий достигла максимальных значений — 700 рублей за килограмм. В аналогичный период 2023 года производители продавали говядину по 566 рублей за килограмм, сообщили «Ведомости».
Копить валюту стало небезопасно. Об этом заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. Дело в том, что американские банки и некоторые другие финансовые учреждения уже начали вводить ограничения на прием наличных, включая старые выпускные доллары. Аналогичные меры предпринимаются и в Швейцарии в отношении их валюты.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности, изложенной здесь.