Назад, в СССР: что ждет Рунет завтра-послезавтра? |
Автор: Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co |
19.08.2025 09:43 |
«Частичное ограничение» звонков в мессенджерах вписывается в концептуальный подход государства к интернету, который существует уже давно и рассчитан на долгосрочную перспективу. - Приоритетными являются вопросы безопасности. Постепенно складывается российский аналог китайской модели. Постепенность связана с тем, что изначально была выбрана противоположная модель: интернет как пространство свободы и средство модернизации. Она была признана неактуальной еще по итогам протестов 2011–2012 годов, однако к тому времени инфраструктура интернета в России уже сформировалась, развернуть ее было сложно. Но, как выяснилось, можно, хотя и за много лет. И этот процесс будет продолжаться. Что касается модернизации, то технологическая модернизация имеет две стороны. С одной стороны, расширяется пространство свободы, увеличиваются возможности для комфортной жизни. Многие технологии становятся привычными для самых разных категорий населения. Но оборотная сторона заключается в том, что увеличиваются и возможности для контроля — от системы распознавания лиц до блокировок в интернете. И здесь технологии также быстро совершенствуются. И также привлекаются специалисты, квалификация которых постепенно растет. Общественные реакции можно разделить на три части. Первая — основная: неудобно, но повлиять ни на что нельзя. Поэтому надо адаптироваться — как с отключениями и нтернета в регионах, когда люди, почти забывшие о наличных рублях, стали запасаться ими перед походом в магазин. А также вызывать такси по телефону. Тем более что возможности для адаптации есть — можно попробовать перейти в Max, что актуально для родительских чатов и прочих привычных ресурсов. Вторая реакция — лоялистская: «давно надо было». Для этой аудитории приоритет безопасности является безусловным, и к объяснениям о том, что ограничения введены для борьбы с мошенниками, она относится с полным доверием и одобрением. Тем более что мошенники действительно есть, и они становятся все более изощренными, представляясь уже не только следователями и сотрудниками ЦБ, но и действующими или бывшими работодателями. Третья реакция — оппозиционная — столь же безусловно негативна. Эта аудитория не просто недовольна тем, что происходит с привычными атрибутами, но и рассматривает подобные меры в контексте вмешательства государства в частную жизнь, которое для нее крайне болезненно. Но возможностей для трансформации этого негатива в реальный протест у этой аудитории нет. И ее численность за последние годы уменьшилась. Соответственно, усиливается эффект «внутренней эмиграции». Новое — это хорошо забытое старое, только на другом технологическом уровне. В СССР одни слушали Всесоюзное радио (там тоже свой выбор был — между Первой программой и «Маяком»), другие — западные радиостанции, а третьи — днем одно, вечером другое. Только большинство слушало Всесоюзное радио, а те, кто слушал голоса, об этом за пределами узкого круга не распространялись. И находили способы преодолевать тогдашние «глушилки». И советский опыт показывает, что технологическая модернизация может существовать рядом с архаизацией. Спутниковые системы в телевещании внедрялись одновременно с усовершенствованными «глушилками». И сейчас, например, привычные «Госуслуги» никто закрывать не будет, удобные налоговые сервисы — тоже. В целом у людей все больше складывается ощущение отсутствия безопасности. Страх перед мошенниками, рост страхов, связанных с мигрантами, отключения мобильного интернета — все это разрушительно действует на привычную для общества потребления зону комфорта. Но обычно в таких ситуациях большинство населения стремится «прислониться» к государству при всех претензиях к нему — просто другого нет. Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: ![]() Как пишут специалисты в области гражданское авиации, единовременные потери «Аэрофлота» после недавней хакерской атаки составили 250 млн рублей. Это то, что есть уже сегодня, то есть отмененные рейсы, пропавшие у пассажиров билеты и так далее. Всего же хакеры, которые в цифровом контуре национального авиаперевозчика сидели около полугода, нанесли ущерб порядка миллиарда рублей. |