Дети мигрантов: проблема и странные инициативы |
Автор: Николай Яременко, доцент Финансового университета при правительстве РФ |
16.05.2025 19:23 |
Депутат Ярослав Нилов предлагает сделать школьное образование для детей трудовых мигрантов платным. Аргументация проста: более 80% таких детей, по его данным, не справляются с вступительными тестами, их обучение ложится бременем на российских налогоплательщиков. А значит, семьи иностранных граждан либо должны платить за школу, либо, если не могут или если дети по-прежнему не проходят проверки, им придется вернуться на родину.
Тут сразу возникает вопрос к основам этой логики. Когда депутат говорит о «налогах россиян», он будто забывает, что трудовые мигранты, находящиеся в России, тоже вносят свой вклад в бюджет страны. Официально трудоустроенные платят подоходный налог (НДФЛ) — 13% от зарплаты. Для тех, кто работает по патенту, действуют фиксированные платежи, зачастую немалые, которые пополняют казну регионов. Плюс все без исключения платят косвенные налоги — НДС и акцизы — с каждой покупки в магазине, с каждой поездки на транспорте, с каждой услуги. Они арендуют жилье, оплачивают ЖКУ, зачастую с наценками. То есть семьи мигрантов уже вносят свой вклад в бюджет страны, из которого финансируется в том числе и система образования. Утверждать, что их дети учатся исключительно за счет «чужих» налогов, — значит, мягко говоря, манипулировать фактами. Мигранты платят за образование через общую налоговую систему, как и все остальные работающие люди. Но еще более поразительна и антигуманна вторая часть предложения: если ребенок не прошел тесты или его родители не смогли оплатить обучение, то всей семье придется «вернуться на родину». То есть неуспеваемость ребенка в школе приравнивается к основанию для депортации всей семьи? Не преступление, не нарушение миграционного законодательства (если изначально предположить, что они здесь легально), а всего лишь академические трудности ребенка? Это логика из какого-то абсурдного мира, где право человека жить и работать в стране зависит от успеваемости его малолетнего родственника. Проблема адаптации детей мигрантов в школах существует, и она связана в первую очередь с языковым барьером и различиями в учебных программах. Но решать ее нужно не через создание платного гетто или угрозу высылки, а через программы обучения языку, привлечение дополнительных педагогов, помощь психологов. Образование детей, находящихся в стране, — это не только их право, но и стратегический интерес самого общества. Необученные, вырванные из среды, стигматизированные дети — это отложенная проблема, которая проявится через годы в виде социальной напряженности и невозможности интеграции. Предложение депутата Нилова выглядит не как попытка решить проблему качества образования, а как плохо завуалированное желание использовать детей для давления на мигрантов, основанное на абсолютно искаженном понимании налогообложения и неадекватной оценке последствий. Это путь к разобщению, а не к интеграции. Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |