Школа — не место для дрессировки детей |
Автор: Сергей Терехов, Rosbalt.ru |
12.06.2025 06:31 |
Попытки превратить школу в воспитательное учреждение вместо образовательного не пойдут на пользу никому. - Школа существует не для того, чтобы приучать детей ходить строем, а для того, чтобы учить их быть грамотными людьми. То есть школа — это место получения образовательных услуг. Место, где закладывается фундамент мышления, а не казарменной дисциплины. Когда мы говорим об «образовательных услугах», мы подразумеваем процесс, в котором ученик — активный субъект, а не пассивный объект воспитательного воздействия. Задача школы — научить учиться: искать информацию, анализировать ее, критически мыслить, формулировать собственное мнение, а не бездумно подчиняться. Как это соотносится с пафосом дрессировки и тотального контроля? Увлечение навязыванием правил поведения, отъемом гаджетов и прочими «воспитательными» мерами лишь отвлекает от главного: качества самого учебного процесса. Если на уроке интересно, если учитель способен увлечь предметом, никакой телефон не отвлечет! Проблема в методах преподавания, в отсутствии мотивации, в скучной программе. Вместо того чтобы задуматься, почему ученики «мешают уроку», почему они не вовлечены, мы предпочитаем загонять их в рамки, лишать права на собственное пространство. Вред вейпов, сигарет или алкоголя никто не оспаривает — но если учителя будут просто отнимать их у детей, проблему это никак не решит. Как и попытки наказать родителей за поведение их чад. Школа должна готовить к жизни в сложном, динамичном мире, а не к жизни в условиях постоянного надзора. В этом мире нужны люди, умеющие самостоятельно принимать решения, несущие ответственность, способные к самоорганизации, а не те, кто ждет команды «сверху». Попытки превратить школу в инкубатор для послушных, но не мыслящих граждан, — это деградация самой идеи образования. Учитель должен быть наставником, вдохновителем, а не надсмотрщиком. Где право заинтересовать? Где право объяснить необходимость заботиться о собственном здоровье? Где право научить самодисциплине, а не принудить к внешнему порядку? Такой подход выдает глубокое недоверие к детям и к самим учителям. Школа — это про знания, про навыки, про интеллектуальное развитие. Все остальное достигается не репрессиями, а созданием атмосферы взаимного уважения и доверия. Иначе это дрессура, а не образование. И от этого — страшно. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: ![]() Сегодня много приходится читать о том, что Россия после решения карабахского вопроса умудрилась испортить отношения и с Арменией, и с Азербайджаном. А ведь до этого была еще Грузия, что теперь все вместе создает картину утраты былого влияния во всем Закавказье, где проявляют активность новые игроки — Евросоюз, Китай, Турция, Иран. Тэги: |