Сити-менеджмент в Иркутске: как станцевать на граблях и не набить шишек? |
Автор: Галина СОЛОНИНА, журналист |
08.12.2014 13:33 |
«Начни с МАЛОГО – посади КУСТ» (оса). Под таким лозунгом девять лет назад в Иркутскую область вошел сити-менеджмент. Этот слоган сопровождал избирательную кампанию в Усолье-Сибирском, шутку понимали все горожане. Под понятием «начни с малого» имелся в виду директор местного водоканала по фамилии Малый, а «куст» легко было соединить с торговой маркой «оса», красовавшейся в правом верхнем углу над словом. В этой буквице легко читалась фамилия мэра города Евгения Кустоса. Впоследствии так и случилось – и Малый, и Кустос стали фигурантами уголовных дел и кое-кто из них до сих пор находится в местах не столь отдаленных. Итак, на дворе был 2006 год. В Усолье-Сибирском состоялись выборы. Компания «НИТОЛ», владевшая градообразующим предприятием «Усольехимпром», провела в муниципальную думу совместно с «Иркутскэнерго» подавляющее большинство депутатов, что позволяло решить старую наболевшую проблему – устранить враждебного по отношению к компании мэра Евгения Кустоса. Дума внесла изменения в Устав и ввела институт сити-менеджмента. Появилось два руководителя города: мэр (он же – председатель думы), которого депутаты избирали из своего состава, и сити-менеджер. Последнего дума привлекала со стороны и назначала своим решением. «НИТОЛ» поступил ответственно – он не только провел депутатов, подготовил мэра (им стал Анатолий Крушинский, сотрудник химпрома), но и сити-менеджера. На эту должность был приглашен очень интересный человек, прирожденный менеджер Игорь Тютрин. Симпатичный, умный, харизматичный. Это был один из представителей той волны бизнесменов, которые заработали деньги в мутное время и направили их не на строительство коттеджей, не на открытие ларьков, магазинов и т.д., а на восстановление производства. Именно Игорь Тютрин возобновил работу швейной фабрики «Ревтруд», которую уже довольно ловко начали разбирать по винтикам на металлолом. Фабрика не только заработала, но и нашла свое место на рынке. Конечно, именно такого человека и надо было назначать сити-менеджером Усолья! Его знал весь город, он тоже всех знал – кто чем занимается, как скрывается от налогов, с кем дружит и кому откатывает. Однако Игорь Тютрин не справился. Просидев в кресле сити-менеджера три года, он скоропостижно отбыл. Что же оказалось не так? Все очень просто. Это синдром разделенной ответственности. Пока человек занимается делами на свой страх и риск, принимает на себя всю ответственность, его решения более смелые и осмысленные. Как только ответственность можно поделить (в случае с сити-менеджерами так это и происходит), появляется неуверенность, желание посоветоваться с тем, кто тебя «курирует». И уже ошибиться не так страшно – ты же не единственный принимал решение… И можно не торопиться, подождать, авось проблемы сами рассосутся. А куратору тоже нет повода беспокоиться – назначил толкового человека, он теперь и отвечает за все. Я уверена, что причина сокрушительного (и неоднократного) провала сити-менеджмента в Иркутской области – как раз в этом пресловутом синдроме разделенной ответственности. Усолье, Братск, Ангарск – везде приходится избавляться от разрушительных последствий этой системы управления. Тем не менее, сейчас такие же грабли подкладывают под Иркутск. По линии «Единой России» в конце ноября – начале декабря пошла инициатива об отказе от прямых выборов мэра города. Предлагается назначать сити-менеджера Иркутска. Иркутяне, как водится, сразу взбрыкнули, и не только на словах: уже появился Гражданский комитет за прямые выборы. В него собралась вся оппозиция – системная (коммунисты, справороссы), внесистемная (демвыбор, «Родина»), личные оппоненты губернатора и многие другие. Сейчас Гражданский комитет собирает подписи против этой инициативы. Однако на этом хотелось бы притормозить. И разобраться, что же и почему происходит? Изложу свою версию событий, которая, разумеется, является единственно верной (здесь бы следовало поставить смайл, но обойдемся без церемоний). Начнем с того, почему появилась такая инициатива? Это – решение, спущенное сверху. В начале «крымской кампании» тема уже поднималась: тогда губернаторам непрозрачно намекнули, что требуется сохранять управляемость в крупных городах, а для этого лучше в них ввести институт сити-менеджмента, вплоть до назначения губернатором главы администрации главного города региона. Это была настоятельная рекомендация. Губернатор Сергей Ерощенко тогда сумел убедить федералов в том, что в Иркутске лучше пока ситуацию не перегревать, особенно в преддверии выборов в муниципальную думу. Было широко объявлено о том, что в Иркутске и во всей прочей Иркутской области сохраняются прямые выборы мэров (таким образом, к слову, была решена проблема Братска, Ангарска и Усолья). Выборы в Иркутске завершились успехом – кандидаты-единороссы, одобренные губернатором, набрали большинство в думе. Теперь влияние Сергея Ерощенко на думу Иркутска даже выше, чем у мэра города Виктора Кондрашова. И вдруг эта самая дума, в противовес недавним декларациям губернатора о необходимости прямых выборов мэров, собирается сделать по-своему и лишить иркутян права на прямые выборы градоначальника? Конечно, так не бывает. Дальше инициативу понес Андрей Лабыгин – депутат Законодательного Собрания, единоросс. Он на минувшей неделе внес соответствующий законопроект в региональный парламент. На самом деле, все очень просто и логично. Сергей Ерощенко вынужден разыграть эту сложную политическую конфигурацию, в которой инициатива (на самом деле федеральная, а не местная, то есть с ней не поспоришь, особенно в преддверии собственных выборов) будет исходить «снизу». Депутатам, как говорится, виднее… И мэр ведь не возражает. Виктор Кондрашов уже высказался одобрительно на этот счет. Тоже ведь странно, на первый взгляд, если не брать во внимание предрешенность ситуации. Почему на региональный уровень инициативу двинул председатель комитета по здравоохранению ЗС Андрей Лабыгин, а не председатель профильного комитета Борис Алексеев, спикер Людмила Берлина или руководитель фракции «Единой России» Сергей Брилка? Похоже, что губернатору важно засветить перед Москвой именно Андрея Лабыгина – это обеспечит политический карьерный рост депутата. Когда понимаешь, что ситуация предрешена и политики играют заданные роли, все выглядит несколько по-другому, не правда ли? Та самая вертикаль власти, которая создавалась не понять для чего, сейчас в условиях мобилизационной политики может оказаться даже полезной. Теперь о том, что же делать дальше? Не надо иллюзий: Сергей Ерощенко прекрасно знает, что такое сити-менеджмент и какова его «эффективность». Все же тот самый «НИТОЛ» - пионер регионального сити-менеджмента – компания, совладельцем которой он являлся. И братскую, ангарскую историю тоже пришлось разруливать ему. Он все знает и, надо полагать, сам бы поставил подпись под петицией Гражданского комитета. Только сделать этого не может. Так что, он вообще ничего не может, только бежать по флажкам, которые приведут всех нас (и его – в том числе) к плачевному финалу? Нет, выход есть всегда. Вот здесь уже переходим на зыбкую почву догадок. Такое ощущение, что губернатор может оставить Виктора Кондрашова на месте сити-менеджера. Сложно сказать, будет ли это наверняка. Думаю, губернатор еще и сам точно не знает. Удастся ли ему подавить сильный соблазн взять на себя львиную долю ответственности за управление Иркутском? Если удастся, то это будет его и нашей большой победой. И дело не в том, что Кондрашов – хороший мэр, в его адрес есть множество претензий. Здесь вопрос касается высоких управленческих материй, движения ответственности и инициативы. На мой взгляд, у Кондрашова есть одно несомненное преимущество перед любым другим возможным и невозможным кандидатом на пост иркутского сити-менеджера – его избрали иркутяне. И, судя по данным соцопросов на эту осень, его рейтинг только подрос. Да, у губернатора (или думы, или жителей города – это уже третий вопрос) появится механизм для отзыва сити-менеджера. Это несколько укорачивает «поводок», но не лишает мэра (сити-менеджера) возможности самостоятельно действовать, как он это привык делать за последние три года. Кондрашов по привычке будет следовать сложившемуся стереотипу поведения – брать ответственность на себя, не деля ее на мелкие частицы между бесконечным числом кураторов. И тогда нам удастся пережить это время «завинчивания гаек» в системе управления. А через пару-тройку лет, когда на граблях потопчется вся России, придет новая установка – вернуть прямые выборы на место. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |