Мандат иркутского депутата подскочит в цене... |
Автор: По инф. Телеинформа |
13.03.2014 11:56 |
...А счастья иметь избранного мэра иркутяне лишатся: в Госдуму внесен законопроект, который отменяет прямые выборы мэров в крупных городах с районным делением (Иркутск - из их числа). Зачем это понадобилось федеральному центру и как к этому относиться - размышляли местные эксперты, опрошенные Телеинформом. Документ опубликован на сайте нижней палаты парламента. Так что слухи, циркулировавшие последний год по поводу реформирования муниципального уровня власти именно в таком ключе, оказались не беспочвенными.Напомним, заявления об отмене выборов мэров крупных городов ждали от Владимира Путина еще 12 декабря 2013 года – в ходе послания Президента Федеральному Собранию. Однако, тогда этого не случилось. Зато спустя ровно три месяца, 12 марта 2014 года, стало известно о том, что депутаты от «Единой России» и ЛДПР внесли проект закона, согласно которому в 67 крупных российских городах (в которых есть деление на районы, из них 56 — региональные центры, в том числе и Иркутск) прямые выборы мэров предлагается отменить. В остальных городах все остается по-прежнему. «В крупных городах осуществление местного самоуправления только на общегородском уровне привело во многих случаях к потере связи между населением и городской властью, - говорится в пояснительной записке к законопроекту. - В таких крупных мегаполисах слабо контролируемая городским сообществом муниципальная власть, имеющая значительные материальные и финансовые ресурсы, отдалена от населения, поэтому нередко оказывалась малоэффективна, а ее деятельность сопровождалась коррупционными скандалами, имели место случаи нецелевого использования бюджетных средств, сомнительной приватизации муниципального имущества и т.д.».
Проблемы муниципального уровня власти все эти годы лишь накапливались – так что реформирование этого уровня власти назрело и стало просто насущной необходимостью. Но того ли ждали в регионах от федеральных законотворцев? Поможет ли в развязывании муниципальных "узлов" предлагаемый закон? Как оценивают предложенный проект иркутские эксперты?
- Это тот самый случай, когда я хотел бы охарактеризовать законопроект как «абсолютную глупость». Во-первых, мне совершенно непонятно, как он соотносится с хартией «О местном самоуправлении», которую Россия подписала с ЕС. Понятно, что Европа нам теперь не указ, но, тем не менее, давно замечено, что без лишней необходимости мы всё-таки стараемся не нарушать даже формальные международные договорённости. Логика законопроекта понятна – ликвидировать конфликтность между мэрами крупных городов и губернаторами. И конфликтность имеет место быть. И я понимаю справедливое желание многих губернаторов избавиться от многих мэров. В том числе, это, возможно, имеет место в Иркутске. Тем не менее, давайте говорить откровенно: никаких катастроф ещё не произошло. А сохранение институтов выборов в органы местного самоуправления - это важнейшая школа демократии, которая очень полезна нашему обществу. Отталкиваясь от неё, можно будет постепенно с годами переходить от авторитарного режима к реальным демократическим процедурам. Поэтому идеологически инициатива оправдана с точки зрения определённых интересов, но в стратегической перспективе она просто порочна.
– Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», как хорошо известно теоретикам и практикам местного самоуправления, относится к числу часто изменяемых. Однако поправки, предложенные в новом законопроекте, носят концептуальный характер. Во-первых, предложено ввести возможность установления двухуровневой системы местного самоуправления в крупных городах – законами субъектов Российской Федерации можно будет предусматривать создание городских округов с внутригородским делением, где внутригородские районы будут отдельными муниципальными образованиями (со своими органами, бюджетом, собственностью и пр.) при сохранении общегородских органов местного самоуправления. Во-вторых, законопроект направлен на более четкое разделение вопросов местного значения городских и сельских поселений – в настоящее время перечень вопросов, решаемых в поселениях обоих видов, является единым, в то время как организация жизнедеятельности городов и сельских населенных пунктов существенно различается. Предложено «разгрузить» сельские поселения, передав часть их обязанностей на уровень муниципальных районов. В-третьих, в случае принятия законопроекта в предложенном виде граждане будут избирать на прямых муниципальных выборах только депутатов сельских и городских поселений, городских округов и внутригородских муниципальных районов, а также глав сельских поселений. Главы более крупных муниципалитетов будут избираться местными представительными органами из своего состава, а главы администраций (сити-менеджеры) в этом случае будут назначаться по контракту. Внесенная законодательная инициатива не выглядит законченной, поскольку полноценное воплощение всех изложенных в ней идей потребует существенных изменений в целый ряд других законодательных актов – это признают и депутаты, предложившие законопроект. Однако уже сейчас можно предположить, что речь идет о самом масштабном обновлении законодательной основы организационных основ муниципальной власти за весь период действия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Надо признать, что довод о недопустимой отдаленности муниципальной власти от жителей крупных городов имеет под собой веские основания. В этой связи явно заслуживает внимания идея о том, что во внутригородских районах должны формироваться самостоятельные органы местного самоуправления со своими ресурсами и полномочиями. Это предложение потребует уточнений, поскольку законопроект не вводит каких-либо внятных критериев принятия субъектами Федерации решений об учреждении городов с внутригородским делением. Одновременно вызывает беспокойство предложение о резком сокращении сферы применения прямых муниципальных выборов – органы местного самоуправления, как известно, наиболее приближены к людям, и поэтому их формирование самими жителями территорий на демократических выборных принципах представляется естественным и необходимым. Сворачивание муниципальной демократии может, вопреки основной идее законопроекта, не приблизить власть к народу, а напротив, безосновательно увеличить разрыв между ними. В целом многие положения законопроекта не выглядят бесспорными, а положенные в основу этой законодательной инициативы идеи могут быть реализованы и иными, возможно, более эффективными, путями. По этой причине законопроект требует тщательного публичного обсуждения, спешить с его принятием нельзя.
- Думаю, стоит обрубить все ручки нашим депутатам Государственной Думы, заставить их всех выучить наизусть Конституцию РФ и наказать не вмешиваться в систему местного самоуправления. Победы Евгения Ройзмана в Екатеринбурге и Евгения Урлашова в Ярославле говорят о том, что крупные города часто не голосуют по мановению волшебной палочки доминирующей партии. Просвещённость жителей крупных городов заметно отличается от жителей сельской местности. Жители крупных городов способны, порой, совершать очень неординарные поступки. Поэтому, конечно, партии власти проще держать под контролем все региональные центры. Отмена выборов мэров очень негативно повлияет на систему местного самоуправления, на взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти, и в целом покалечит всю систему управления в Российской Федерации. Вся планируемая реформа – провальная. Местная демократия – это единственное, что до сих пор сохранялось в России, и отмена выборов мэров – это настоящее убийство демократии. По инф. Телеинформа
|