МЫ, ИРКУТЯНЕ
Сергей ШМИДТ, Langobard
2023-10-23-01-02-54
В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
Николай Яременко, доцент Финансового университета при правительстве РФ
2025-11-06-10-06-33
Дискуссия о возвращении «рыбных дней» в российский быт набирает обороты, выходя на федеральный уровень.

Российская авиация: неустойчивый взлет

Автор: Илья Гращенков, политолог   
30.04.2025 08:20

Состоялся первый полет МС-21 с полностью российскими системами — это опытный образец. В ходе полета тестировали авионику, электроснабжение, кондиционирование и другие компоненты.

Российская авиация: неустойчивый взлет

-

Летом планируется начать тестовые полеты МС-21 с отечественными двигателями ПД-14. Новый лайнер призван заменить среднемагистральные самолеты Boeing и Airbus.

Также недавно прозвучало заявление министра транспорта РФ Романа Старовойта о масштабном переходе отечественных авиакомпаний на российские самолеты уже к 2030 году, включая широкофюзеляжные модели, что выглядит скорее как политический месседж, чем как технико-экономический прогноз. Анализ текущего состояния отрасли не позволяет разделить этот оптимизм.

Несмотря на многолетние усилия по развитию гражданского авиапрома, ключевые проекты демонстрируют хроническое отставание.

  • SSJ-100: из 235 построенных с 2011 года лайнеров к 2023 году лишь около 40% оставались в эксплуатации из-за проблем с запчастями.
  • МС-21: несмотря на статус флагмана импортозамещения, серийное производство отложено до 2026 года, а на сегодня выпущено лишь несколько опытных образцов, в том числе с американскими двигателями PW1431G.
  • Ил-96: за 30 лет произведено всего 33 единицы (19 с 2000 года, примерно 1 шт в год), что ставит под сомнение его роль в замене Boeing и Airbus.

Скорректированный план выпуска 994 самолетов к 2030 году требует ежегодного производства 200 машин с 2025 года. Сейчас темпы измеряются единицами. Такой скачок невозможен без радикального изменения подходов. Главные препятствия на пути к заявленным целям носят структурный характер. Например, дефицит квалифицированных кадров, массовый отток специалистов, старение инженерного корпуса, отсутствие быстрых механизмов подготовки новых технологов и рабочих для высокотехнологичных производств.

Плюс технологическая зависимость. Несмотря на первый полет МС-21, критически важные компоненты (авионика, двигатели, композитные материалы) либо производятся в недостаточных объемах, либо остаются на стадии опытных образцов. Санкции замедляют доступ к альтернативным поставщикам (Китай, Иран), а собственные аналоги требуют длительной сертификации.

Есть также логистические и производственные риски. Кооперация между предприятиями (например, поставки двигателей ПД-14 для МС-21) сталкивается с задержками.

Поэтому сценарии развития — от оптимистичного до кризисного.

Базовый сценарий (наиболее вероятный) состоит в том, что производственные планы будут и далее корректироваться в сторону снижения. К 2030 году доля российских самолетов во флоте не превысит 30–40%, причем основу составят модернизированные SSJ-100 и единичные МС-21. Широкофюзеляжные модели останутся нишевыми продуктами.

Кризисный сценарий предусматривает накопление усталости парка иностранных самолетов из-за нехватки запчастей и «каннибализации». Это приведет к росту аварийности и ужесточению регуляторных требований, что повлечет сокращение перевозок.

Есть еще «прорывный» сценарий, который маловероятен без государственной интервенции. Это чрезвычайное финансирование отрасли (по аналогии с «оборонкой»), создание «зеленых коридоров» для импорта критических технологий через третьи страны, принудительная консолидация авиакомпаний вокруг отечественных производителей. Но итог такого прорыва также неоднозначен.

Пока же динамика гражданского авиастроения РФ указывает на устойчивый тренд на отставание. Даже частичное достижение заявленных целей потребует сверхбюджетных вливаний (не менее 2–3 трлн руб. до 2030 года), жесткой координации между госкорпорациями и частными операторами, смягчения санкционного давления в ключевых сегментах (микроэлектроника, композиты). В отсутствие этих факторов к 2030 году следует ожидать нового сокращения планов. Альтернативой может стать отказ от масштабного обновления флота с соответствующими рисками для авиации.

Илья Гращенков, политолог

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
2025-10-10-09-49-35
За последние 30 лет от ожирения умерли 5,4 млн россиян.
2025-10-17-01-42-33
На днях сооснователь Telegram Павел Дуров опубликовал очередной пост, в котором предупредил аудиторию о наступлении европейских властей на свободу интернета. В частности, он обратился к французским пользователям, которые, по его мнению, поименно должны знать тех, кто пытается отнять их свободы путем продвижения законопроекта о слежке за онлайн-перепиской.
2025-10-20-09-43-48
Идее строительства тоннеля между Россией и США уже лет 30 как минимум.
2025-10-20-01-41-29
Мир стремительно меняется. То, что еще вчера казалось незыблемой традицией, неотъемлемой частью фан-культуры и проявлением человеческого отношения, сегодня подвергается пересмотру через призму коммерческой целесообразности. И одним из самых показательных, если не символичных, примеров этой трансформации стала новость о молодом даровании «Барселоны», форварде Ламине Ямале: он теперь перестанет раздавать бесплатные автографы фанатам. «РБ Спорт» приводит простую и безжалостную причину: рекламный контракт с компанией, которая будет продавать товары с его подписью.
2025-10-13-09-58-35
В пятницу было объявлено, что президент США Дональд Трамп не получит Нобелевскую премию мира. Она досталась борцу с режимом Николоса Мадуро в Венесуэле Марии Корине Мачадо

 

Алкоголь и табак торговля новости

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2025-11-06-10-06-33
Дискуссия о возвращении «рыбных дней» в российский быт набирает обороты, выходя на федеральный уровень.
-ai-journey-2025
Организаторы опубликовали программу X юбилейной международной конференции AI Journey 2025 «Путешествие в мир искусственного интеллекта», организованной при участии Альянса в сфере искусственного интеллекта. Об этом сообщает пресс-служба Сбера.
2025-11-06-00-39-15
Мы рискуем получить две параллельные реальности.
2025-11-06-00-38-56
Предложение о введении запрета на продажу табачных изделий всем гражданам России, родившимся после 2007 года, выдвинутое в Госдуме, является не просто очередной антитабачной инициативой, а частью более широкого глобального тренда. Эта мера может стать одним из самых радикальных шагов в борьбе с курением в мировой практике.

Результаты исследования НПФ ВТБ показывают, что несмотря на то, что почти половина россиян (47,9%) считает, что гендерных различий в воспитании детей нет, родители по-разному воспитывают детей разного пола.

Дочерняя компания Сбера «СберСтрахование жизни» в январе-сентябре 2025 года урегулировала 2,2 тысячи страховых событий заёмщиков из Иркутской области, сообщает пресс-служба компании.

ВТБ предупреждает о значительном росте мошеннических атак в мессенджерах и по телефону, где злоумышленники маскируются под руководителей компаний. Создавая дублирующие аккаунты, они стремятся воспользоваться их авторитетом, якобы уточнить важный вопрос или попросить перезвонить — всё для последующих обманных действий.

Результаты опроса ВТБ показали, что за последний год каждый второй сибиряк (49%) стал реже использовать наличные.