МЫ, ИРКУТЯНЕ
Сергей ШМИДТ, Langobard
2023-10-23-01-02-54
В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
Илья Гращенков, политолог
2025-04-30-00-22-05
Состоялся первый полет МС-21 с полностью российскими системами — это опытный образец. В ходе полета тестировали авионику, электроснабжение, кондиционирование и другие компоненты.

Российская авиация: неустойчивый взлет

Автор: Илья Гращенков, политолог   
30.04.2025 08:20

Состоялся первый полет МС-21 с полностью российскими системами — это опытный образец. В ходе полета тестировали авионику, электроснабжение, кондиционирование и другие компоненты.

Российская авиация: неустойчивый взлет

Летом планируется начать тестовые полеты МС-21 с отечественными двигателями ПД-14. Новый лайнер призван заменить среднемагистральные самолеты Boeing и Airbus.

Также недавно прозвучало заявление министра транспорта РФ Романа Старовойта о масштабном переходе отечественных авиакомпаний на российские самолеты уже к 2030 году, включая широкофюзеляжные модели, что выглядит скорее как политический месседж, чем как технико-экономический прогноз. Анализ текущего состояния отрасли не позволяет разделить этот оптимизм.

Несмотря на многолетние усилия по развитию гражданского авиапрома, ключевые проекты демонстрируют хроническое отставание.

  • SSJ-100: из 235 построенных с 2011 года лайнеров к 2023 году лишь около 40% оставались в эксплуатации из-за проблем с запчастями.
  • МС-21: несмотря на статус флагмана импортозамещения, серийное производство отложено до 2026 года, а на сегодня выпущено лишь несколько опытных образцов, в том числе с американскими двигателями PW1431G.
  • Ил-96: за 30 лет произведено всего 33 единицы (19 с 2000 года, примерно 1 шт в год), что ставит под сомнение его роль в замене Boeing и Airbus.

Скорректированный план выпуска 994 самолетов к 2030 году требует ежегодного производства 200 машин с 2025 года. Сейчас темпы измеряются единицами. Такой скачок невозможен без радикального изменения подходов. Главные препятствия на пути к заявленным целям носят структурный характер. Например, дефицит квалифицированных кадров, массовый отток специалистов, старение инженерного корпуса, отсутствие быстрых механизмов подготовки новых технологов и рабочих для высокотехнологичных производств.

Плюс технологическая зависимость. Несмотря на первый полет МС-21, критически важные компоненты (авионика, двигатели, композитные материалы) либо производятся в недостаточных объемах, либо остаются на стадии опытных образцов. Санкции замедляют доступ к альтернативным поставщикам (Китай, Иран), а собственные аналоги требуют длительной сертификации.

Есть также логистические и производственные риски. Кооперация между предприятиями (например, поставки двигателей ПД-14 для МС-21) сталкивается с задержками.

Поэтому сценарии развития — от оптимистичного до кризисного.

Базовый сценарий (наиболее вероятный) состоит в том, что производственные планы будут и далее корректироваться в сторону снижения. К 2030 году доля российских самолетов во флоте не превысит 30–40%, причем основу составят модернизированные SSJ-100 и единичные МС-21. Широкофюзеляжные модели останутся нишевыми продуктами.

Кризисный сценарий предусматривает накопление усталости парка иностранных самолетов из-за нехватки запчастей и «каннибализации». Это приведет к росту аварийности и ужесточению регуляторных требований, что повлечет сокращение перевозок.

Есть еще «прорывный» сценарий, который маловероятен без государственной интервенции. Это чрезвычайное финансирование отрасли (по аналогии с «оборонкой»), создание «зеленых коридоров» для импорта критических технологий через третьи страны, принудительная консолидация авиакомпаний вокруг отечественных производителей. Но итог такого прорыва также неоднозначен.

Пока же динамика гражданского авиастроения РФ указывает на устойчивый тренд на отставание. Даже частичное достижение заявленных целей потребует сверхбюджетных вливаний (не менее 2–3 трлн руб. до 2030 года), жесткой координации между госкорпорациями и частными операторами, смягчения санкционного давления в ключевых сегментах (микроэлектроника, композиты). В отсутствие этих факторов к 2030 году следует ожидать нового сокращения планов. Альтернативой может стать отказ от масштабного обновления флота с соответствующими рисками для авиации.

Илья Гращенков, политолог

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
2025-04-08-00-38-46
Мировой экономический кризис уже реальность, причем прогнозы становятся совсем пугающими.
2025-04-10-00-34-39
В чем сходство между Дональдом Трампом и Борисом Ельциным?
2025-04-11-00-53-47
Желание провести свой собственный конкурс песни, который стал бы аналогом Евровидения, появилось сразу после того, как Россию отстранили от участия в том, что наши медиа называли «главным песенным конкурсом Европы».
2025-04-01-00-26-31
Поддержка российскими властями инициативы ВОЗ по увеличению возраста молодежи до 44 лет необязательно свидетельствует о совпадении целеполагания всех стран, решивших раздвинуть границы молодости.
2025-04-18-00-16-14
Одно из самых страшных предсказаний о нашей эпохе киберпанка — повсеместное внедрение подписочной модели.

 
Навальный новости анализ
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2025-04-30-00-22-05
Состоялся первый полет МС-21 с полностью российскими системами — это опытный образец. В ходе полета тестировали авионику, электроснабжение, кондиционирование и другие компоненты.
2025-04-30-00-19-25
Новая крупная и платежеспособная категория покупателей жилья появилась в Ленинградской области. Речь идет об участниках спецоперации, сообщает РБК.
2025-04-30-00-17-23
В России можно создать жилые районы с запретом на движение автомобилей по примеру популярной в западных странах практики car-free development.
2025-04-29-08-41-57
Руководители АО «Труд» посетили Сибирский центр подготовки кадров для транспортной отрасли в Иркутске. Он был создан в рамках федерального проекта «Профессионалитет» на базе филиала Иркутского государственного университета путей сообщения – Сибирского колледжа транспорта и строительства (СКТиС). Об этом сообщает пресс-служба АО «Труд».
2025-04-29-10-27-02
В Центробанке подсчитали, что в прошлом году рекордное число граждан РФ взяли микрозаймы в первый раз. Новыми клиентами микрофинансистов стали 6,4 миллиона человек. Число уникальных клиентов МФО по итогам прошлого года приблизилось к 15 миллионам. Популярность МФО демонстрирует рост.

Сбер поздравил россиян с наступающими праздниками – Весны и Труда и 80-летием Великой Победы – и опубликовал режим работы своих отделений с 30 апреля по 12 мая 2025 года. Об этом сообщает пресс-служба банка.
2025-04-29-00-23-29
Наибольшей проблемой, помимо инфляции и экономический санкций, бизнес считает нехватку рабочей силы. О том, какие сферы сильнее всего пострадали от кадрового дефицита, и можно ли решить эту проблему, рассказал HR-эксперт и руководитель Школы развития карьеры Гарри Мурадян.
2025-04-29-00-20-56
Санкционная реальность диктует свои правила, подмечает Telegram-канал «Мастер пера»
БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске