МЫ, ИРКУТЯНЕ
Сергей ШМИДТ, Langobard
2023-10-23-01-02-54
В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
Павел Мхеидзе, Rosbalt.ru
2025-07-02-22-34-20
Депутат Госдумы Виталий Валентинович Милонов снова порадовал нас своим уникальным взглядом на мир, в котором, кажется, нет места для скуки или банальности.

Российская авиация: неустойчивый взлет

Автор: Илья Гращенков, политолог   
30.04.2025 08:20

Состоялся первый полет МС-21 с полностью российскими системами — это опытный образец. В ходе полета тестировали авионику, электроснабжение, кондиционирование и другие компоненты.

Российская авиация: неустойчивый взлет

-

Летом планируется начать тестовые полеты МС-21 с отечественными двигателями ПД-14. Новый лайнер призван заменить среднемагистральные самолеты Boeing и Airbus.

Также недавно прозвучало заявление министра транспорта РФ Романа Старовойта о масштабном переходе отечественных авиакомпаний на российские самолеты уже к 2030 году, включая широкофюзеляжные модели, что выглядит скорее как политический месседж, чем как технико-экономический прогноз. Анализ текущего состояния отрасли не позволяет разделить этот оптимизм.

Несмотря на многолетние усилия по развитию гражданского авиапрома, ключевые проекты демонстрируют хроническое отставание.

  • SSJ-100: из 235 построенных с 2011 года лайнеров к 2023 году лишь около 40% оставались в эксплуатации из-за проблем с запчастями.
  • МС-21: несмотря на статус флагмана импортозамещения, серийное производство отложено до 2026 года, а на сегодня выпущено лишь несколько опытных образцов, в том числе с американскими двигателями PW1431G.
  • Ил-96: за 30 лет произведено всего 33 единицы (19 с 2000 года, примерно 1 шт в год), что ставит под сомнение его роль в замене Boeing и Airbus.

Скорректированный план выпуска 994 самолетов к 2030 году требует ежегодного производства 200 машин с 2025 года. Сейчас темпы измеряются единицами. Такой скачок невозможен без радикального изменения подходов. Главные препятствия на пути к заявленным целям носят структурный характер. Например, дефицит квалифицированных кадров, массовый отток специалистов, старение инженерного корпуса, отсутствие быстрых механизмов подготовки новых технологов и рабочих для высокотехнологичных производств.

Плюс технологическая зависимость. Несмотря на первый полет МС-21, критически важные компоненты (авионика, двигатели, композитные материалы) либо производятся в недостаточных объемах, либо остаются на стадии опытных образцов. Санкции замедляют доступ к альтернативным поставщикам (Китай, Иран), а собственные аналоги требуют длительной сертификации.

Есть также логистические и производственные риски. Кооперация между предприятиями (например, поставки двигателей ПД-14 для МС-21) сталкивается с задержками.

Поэтому сценарии развития — от оптимистичного до кризисного.

Базовый сценарий (наиболее вероятный) состоит в том, что производственные планы будут и далее корректироваться в сторону снижения. К 2030 году доля российских самолетов во флоте не превысит 30–40%, причем основу составят модернизированные SSJ-100 и единичные МС-21. Широкофюзеляжные модели останутся нишевыми продуктами.

Кризисный сценарий предусматривает накопление усталости парка иностранных самолетов из-за нехватки запчастей и «каннибализации». Это приведет к росту аварийности и ужесточению регуляторных требований, что повлечет сокращение перевозок.

Есть еще «прорывный» сценарий, который маловероятен без государственной интервенции. Это чрезвычайное финансирование отрасли (по аналогии с «оборонкой»), создание «зеленых коридоров» для импорта критических технологий через третьи страны, принудительная консолидация авиакомпаний вокруг отечественных производителей. Но итог такого прорыва также неоднозначен.

Пока же динамика гражданского авиастроения РФ указывает на устойчивый тренд на отставание. Даже частичное достижение заявленных целей потребует сверхбюджетных вливаний (не менее 2–3 трлн руб. до 2030 года), жесткой координации между госкорпорациями и частными операторами, смягчения санкционного давления в ключевых сегментах (микроэлектроника, композиты). В отсутствие этих факторов к 2030 году следует ожидать нового сокращения планов. Альтернативой может стать отказ от масштабного обновления флота с соответствующими рисками для авиации.

Илья Гращенков, политолог

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
2025-06-11-22-36-31
Попытки превратить школу в воспитательное учреждение вместо образовательного не пойдут на пользу никому.
2025-06-09-10-23-27
Для некоторых думцев законотворчество явно становится инструментом психотерапии.
2025-06-17-22-05-11
Мир за последние десятилетия сильно изменился.
2025-06-10-10-36-54
Агрессия ко всему «альтернативному» не только противоречит идеалам свободы, но и опасна для здоровья.
2025-06-10-21-49-07
Нынешний президент Америки не склонен прощать, если затрагивают его лично.

 

Алкоголь и табак торговля новости

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2025-07-04-10-22-18
В июне 2025 года доходность компаний, предоставляющих вагоны для транспортировки угля, сократилась в 2-2,5 раза по сравнению с началом 2024 года.
2025-07-04-07-49-29
«Ростелеком» построил 11 базовых станций мобильной связи в первом полугодии 2025 год в рамках проекта «Устранение цифрового неравенства 2.0» (УЦН 2.0). Программа реализуется совместно с министерством цифрового развития и связи Иркутской области.
-800-6-
Почти 800 выпускников Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма (ИКЭС) вручили дипломы среднего профессионального образования – торжественная церемония прошла в актовом зале центрального офиса Байкальского банка, сообщает пресс-служба Сбера.
-ecovadis-
РУСАЛ, один из крупнейших в мире производителей алюминия, улучшил свой результат в авторитетном международном рейтинге устойчивости поставщиков EcoVadis. Компания получила 67 баллов из 100 возможных (в сравнении с 63 в рейтинге 2024 года).
2025-07-04-01-09-11
В продолжение поручения президента о трансформации налоговой системы Минфин готовит корректировки, которые затронут как упрощенку, так и механизмы стимулирования инвестиций. Какие изменения назревают, рассказал налоговый эксперт Марат Самитов.
2025-07-04-01-06-45
Президент России Владимир Путин и Президент США Дональд Трамп обсудили ключевые международные вопросы в телефонном разговоре. Главные акценты касались конфликта на Украине, ситуации в Сирии и перспектив сотрудничества в экономике и науке.
2025-07-03-10-47-49
Как сообщили в Центре гигиены и эпидемиологии Крыма и Севастополя, у одного из жителей полуострова выявлен дирофиляриоз — болезнь, вызываемая личинками паразитических глистов.
2025-07-03-10-45-15
Обсуждаем очередную идею, связанную с ипотечным кредитованием.