МЫ, ИРКУТЯНЕ
Сергей ШМИДТ, Langobard
2023-10-23-01-02-54
В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик
2025-05-22-00-33-40
Постоянные разговоры о том, что криптовалюты — это пирамида и миф, все больше напоминают бесконечные пророчества про крах доллара.

Российская авиация: неустойчивый взлет

Автор: Илья Гращенков, политолог   
30.04.2025 08:20

Состоялся первый полет МС-21 с полностью российскими системами — это опытный образец. В ходе полета тестировали авионику, электроснабжение, кондиционирование и другие компоненты.

Российская авиация: неустойчивый взлет

Летом планируется начать тестовые полеты МС-21 с отечественными двигателями ПД-14. Новый лайнер призван заменить среднемагистральные самолеты Boeing и Airbus.

Также недавно прозвучало заявление министра транспорта РФ Романа Старовойта о масштабном переходе отечественных авиакомпаний на российские самолеты уже к 2030 году, включая широкофюзеляжные модели, что выглядит скорее как политический месседж, чем как технико-экономический прогноз. Анализ текущего состояния отрасли не позволяет разделить этот оптимизм.

Несмотря на многолетние усилия по развитию гражданского авиапрома, ключевые проекты демонстрируют хроническое отставание.

  • SSJ-100: из 235 построенных с 2011 года лайнеров к 2023 году лишь около 40% оставались в эксплуатации из-за проблем с запчастями.
  • МС-21: несмотря на статус флагмана импортозамещения, серийное производство отложено до 2026 года, а на сегодня выпущено лишь несколько опытных образцов, в том числе с американскими двигателями PW1431G.
  • Ил-96: за 30 лет произведено всего 33 единицы (19 с 2000 года, примерно 1 шт в год), что ставит под сомнение его роль в замене Boeing и Airbus.

Скорректированный план выпуска 994 самолетов к 2030 году требует ежегодного производства 200 машин с 2025 года. Сейчас темпы измеряются единицами. Такой скачок невозможен без радикального изменения подходов. Главные препятствия на пути к заявленным целям носят структурный характер. Например, дефицит квалифицированных кадров, массовый отток специалистов, старение инженерного корпуса, отсутствие быстрых механизмов подготовки новых технологов и рабочих для высокотехнологичных производств.

Плюс технологическая зависимость. Несмотря на первый полет МС-21, критически важные компоненты (авионика, двигатели, композитные материалы) либо производятся в недостаточных объемах, либо остаются на стадии опытных образцов. Санкции замедляют доступ к альтернативным поставщикам (Китай, Иран), а собственные аналоги требуют длительной сертификации.

Есть также логистические и производственные риски. Кооперация между предприятиями (например, поставки двигателей ПД-14 для МС-21) сталкивается с задержками.

Поэтому сценарии развития — от оптимистичного до кризисного.

Базовый сценарий (наиболее вероятный) состоит в том, что производственные планы будут и далее корректироваться в сторону снижения. К 2030 году доля российских самолетов во флоте не превысит 30–40%, причем основу составят модернизированные SSJ-100 и единичные МС-21. Широкофюзеляжные модели останутся нишевыми продуктами.

Кризисный сценарий предусматривает накопление усталости парка иностранных самолетов из-за нехватки запчастей и «каннибализации». Это приведет к росту аварийности и ужесточению регуляторных требований, что повлечет сокращение перевозок.

Есть еще «прорывный» сценарий, который маловероятен без государственной интервенции. Это чрезвычайное финансирование отрасли (по аналогии с «оборонкой»), создание «зеленых коридоров» для импорта критических технологий через третьи страны, принудительная консолидация авиакомпаний вокруг отечественных производителей. Но итог такого прорыва также неоднозначен.

Пока же динамика гражданского авиастроения РФ указывает на устойчивый тренд на отставание. Даже частичное достижение заявленных целей потребует сверхбюджетных вливаний (не менее 2–3 трлн руб. до 2030 года), жесткой координации между госкорпорациями и частными операторами, смягчения санкционного давления в ключевых сегментах (микроэлектроника, композиты). В отсутствие этих факторов к 2030 году следует ожидать нового сокращения планов. Альтернативой может стать отказ от масштабного обновления флота с соответствующими рисками для авиации.

Илья Гращенков, политолог

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
2025-04-25-00-22-24
Попытки избежать фиаско в отношениях с Москвой и Пекином вызывают в Белом доме скандал за скандалом.
2025-04-30-00-22-05
Состоялся первый полет МС-21 с полностью российскими системами — это опытный образец. В ходе полета тестировали авионику, электроснабжение, кондиционирование и другие компоненты.
2025-05-01-00-39-36
До рождественской поры еще почти восемь месяцев, но уже сейчас ясно, что самый волшебный период года в США может быть испорчен благодаря политике властей.
2025-05-01-00-44-16
История с «великим европейским отключением» главным образом показывает, что все реальные проблемы, с которыми человечество может столкнуться в грядущие времена, идут с греческой приставкой «пан-»: от пандемии до «панблэкаута».
2025-05-08-00-23-55
Российское гражданское общество становится физически крепким.

 

Полезные советы для бизнеса и не только

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2025-05-22-14-48-34
В День полярника, который ежегодно отмечается 21 мая, «Ростелеком» подвел итоги работы в Арктической зоне страны. Более 560 тысяч домохозяйств за Полярным кругом остается на связи с близкими благодаря работе группы компаний «Ростелеком».
2025-05-22-09-59-05
Японская кухня, суши и роллы, ныне очень популярны в России в качестве перекуса, ужина и праздничного блюда. Однако на счету любителей этих лакомств — частые отравления и другие серьезные проблемы со здоровьем.
2025-05-22-09-56-07
Курс биткоина в очередной раз обновил исторический максимум. Стоимость цифровой монеты впервые превысила 110 тыс. долларов.
2025-05-22-09-48-47
Количество россиян, не планирующих рожать детей, за последние два десятилетия увеличилось в три раза, следует из опроса ВЦИОМ. Так, если в 2005 году на вопрос «Как вы думаете, сколько детей будет в вашей семье (учитывая тех, что уже есть)?» только 6% респондентов ответили, что не собираются иметь детей, то в 2025 году этот показатель достиг 18%.
2025-05-22-09-25-17
В Иркутском национальном техническом университете открылся Байкальский центр искусственного интеллекта. Новая площадка появилась в рамках трехстороннего меморандума о сотрудничестве Сбербанка, правительства региона и ИРНИТУ, сообщает пресс-служба Сбера.
2025-05-22-00-33-40
Постоянные разговоры о том, что криптовалюты — это пирамида и миф, все больше напоминают бесконечные пророчества про крах доллара.
2025-05-22-00-29-53
Власть снова выступает против прогресса.
2025-05-21-14-10-02
Иркутск присоединился к Всероссийской акции «Сад памяти». В честь бойцов, погибших во время Великой Отечественной войны, горожане посадили саженцы на территории образовательного комплекса «Крылья» Станции юных натуралистов. Мероприятие прошло при поддержке компании «Ростелеком».
БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске