МЫ, ИРКУТЯНЕ
Сергей ШМИДТ, Langobard
2023-10-23-01-02-54
В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
Леонид Пастернак, Rosbalt.ru
2025-08-26-01-36-53
В американо-китайских отношениях наметилась тенденция к эскалации.

Российская авиация: неустойчивый взлет

Автор: Илья Гращенков, политолог   
30.04.2025 08:20

Состоялся первый полет МС-21 с полностью российскими системами — это опытный образец. В ходе полета тестировали авионику, электроснабжение, кондиционирование и другие компоненты.

Российская авиация: неустойчивый взлет

-

Летом планируется начать тестовые полеты МС-21 с отечественными двигателями ПД-14. Новый лайнер призван заменить среднемагистральные самолеты Boeing и Airbus.

Также недавно прозвучало заявление министра транспорта РФ Романа Старовойта о масштабном переходе отечественных авиакомпаний на российские самолеты уже к 2030 году, включая широкофюзеляжные модели, что выглядит скорее как политический месседж, чем как технико-экономический прогноз. Анализ текущего состояния отрасли не позволяет разделить этот оптимизм.

Несмотря на многолетние усилия по развитию гражданского авиапрома, ключевые проекты демонстрируют хроническое отставание.

  • SSJ-100: из 235 построенных с 2011 года лайнеров к 2023 году лишь около 40% оставались в эксплуатации из-за проблем с запчастями.
  • МС-21: несмотря на статус флагмана импортозамещения, серийное производство отложено до 2026 года, а на сегодня выпущено лишь несколько опытных образцов, в том числе с американскими двигателями PW1431G.
  • Ил-96: за 30 лет произведено всего 33 единицы (19 с 2000 года, примерно 1 шт в год), что ставит под сомнение его роль в замене Boeing и Airbus.

Скорректированный план выпуска 994 самолетов к 2030 году требует ежегодного производства 200 машин с 2025 года. Сейчас темпы измеряются единицами. Такой скачок невозможен без радикального изменения подходов. Главные препятствия на пути к заявленным целям носят структурный характер. Например, дефицит квалифицированных кадров, массовый отток специалистов, старение инженерного корпуса, отсутствие быстрых механизмов подготовки новых технологов и рабочих для высокотехнологичных производств.

Плюс технологическая зависимость. Несмотря на первый полет МС-21, критически важные компоненты (авионика, двигатели, композитные материалы) либо производятся в недостаточных объемах, либо остаются на стадии опытных образцов. Санкции замедляют доступ к альтернативным поставщикам (Китай, Иран), а собственные аналоги требуют длительной сертификации.

Есть также логистические и производственные риски. Кооперация между предприятиями (например, поставки двигателей ПД-14 для МС-21) сталкивается с задержками.

Поэтому сценарии развития — от оптимистичного до кризисного.

Базовый сценарий (наиболее вероятный) состоит в том, что производственные планы будут и далее корректироваться в сторону снижения. К 2030 году доля российских самолетов во флоте не превысит 30–40%, причем основу составят модернизированные SSJ-100 и единичные МС-21. Широкофюзеляжные модели останутся нишевыми продуктами.

Кризисный сценарий предусматривает накопление усталости парка иностранных самолетов из-за нехватки запчастей и «каннибализации». Это приведет к росту аварийности и ужесточению регуляторных требований, что повлечет сокращение перевозок.

Есть еще «прорывный» сценарий, который маловероятен без государственной интервенции. Это чрезвычайное финансирование отрасли (по аналогии с «оборонкой»), создание «зеленых коридоров» для импорта критических технологий через третьи страны, принудительная консолидация авиакомпаний вокруг отечественных производителей. Но итог такого прорыва также неоднозначен.

Пока же динамика гражданского авиастроения РФ указывает на устойчивый тренд на отставание. Даже частичное достижение заявленных целей потребует сверхбюджетных вливаний (не менее 2–3 трлн руб. до 2030 года), жесткой координации между госкорпорациями и частными операторами, смягчения санкционного давления в ключевых сегментах (микроэлектроника, композиты). В отсутствие этих факторов к 2030 году следует ожидать нового сокращения планов. Альтернативой может стать отказ от масштабного обновления флота с соответствующими рисками для авиации.

Илья Гращенков, политолог

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
2025-08-01-10-38-30
Как пишут специалисты в области гражданское авиации, единовременные потери «Аэрофлота» после недавней хакерской атаки составили 250 млн рублей. Это то, что есть уже сегодня, то есть отмененные рейсы, пропавшие у пассажиров билеты и так далее. Всего же хакеры, которые в цифровом контуре национального авиаперевозчика сидели около полугода, нанесли ущерб порядка миллиарда рублей.
2025-08-01-01-33-26
Чтобы повсеместно внедрить какой-то технологичный продукт, он должен быть инновационным и действительно полезным.
2025-07-29-10-00-25
Американский Vogue — эталон стиля и законодатель мод — оказался в центре тихого, но очень знакового скандала. Причиной стал рекламный макет в августовском номере журнала, на котором красовалась модель, сгенерированная нейросетью.
2025-07-31-10-38-04
Похоже, два мейнстримных гостренда начали торпедировать друг друга.
2025-07-31-01-46-15
Когда эффективность становится главным критерием успеха, на первые позиции выходят те, кто неподвластен эмоциям.

 

Алкоголь и табак торговля новости

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
-6-13-
Сбер первый в России выпустит детские платёжные браслеты. Новый аксессуар можно будет заказать уже осенью, сообщает пресс-служба банка.
2025-08-26-01-37-27
Август все-таки не смог обойтись без того, чтобы не воткнуть палку в российское колесо. Среди всех внутренних проблем, которые обострил последний летний месяц, ребром оказался поставлен вопрос о бензине.
2025-08-26-01-36-53
В американо-китайских отношениях наметилась тенденция к эскалации.
2025-08-26-01-36-20
Иногда в публичном пространстве возникают сентенции, которые заставляют нас поднять бровь и усомниться в элементарной эрудиции говорящего.

Аналитики инвестиционного банка JP Morgan прогнозируют, что валовой игровой доход (GGR) казино Макао в августе может достичь 22,5 миллиарда патака (около 2,8 миллиарда долларов США). Это станет лучшим результатом за весь постпандемийный период вне праздничных «золотых недель».
2025-08-25-10-43-37
Американская валюта имеет тенденцию восстанавливать свои прежние максимальные значения. Поэтому в будущем доллар вновь преодолеет порог в 100 рублей.
2025-08-25-10-35-58
На встрече европейских лидеров с Дональдом Трампом в Белом доме президент Финляндии Александр Стубб объяснил свое присутствие историческим опытом.

Владельцы айфонов вновь могут оплачивать покупки телефоном бесконтактно. Сбер применил для этого технологию «Вжух», которая работает на базе «Bluetooth Low Energy», сообщает пресс-служба банка.