Сити-менеджмент подан к новогоднему столу иркутян |
Автор: По инф. Телеинформа |
25.12.2014 11:36 |
Вчера, 24 декабря, состоялась сессия ЗС, в рамках которой сразу во всех чтениях был принят закон о введении в Иркутске института сити-менеджера. Экстренному принятию документа предшествовало небезынтересное обсуждение. Учитывая тот факт, что смена «правил игры» при формировании иркутской городской власти – факт по-своему исторический (и, скорее всего, влекущий определенные последствия), мы решили представить позиции сторон более подробно, отмечает в своем обзоре "Телеинформ".
Законопроект на сессии представлял депутат ЗС Андрей Лабыгин. Было видно, что процедура не доставляет удовольствия народному избраннику – за последний месяц инициатору и разработчику законопроекта о введении сити-менеджмента в Иркутске неоднократно пришлось отбиваться от неудобных вопросов. Не обошлось без этого и на сессии. Первым в прениях выступил коммунист Сергей Бренюк, который сообщил, что «с изнанки видел», как работает институт сити-менеджера в Ангарске, и что в этом вопросе впоследствии всплывали неприглядные факты подтасовок и подлогов при проведении голосования. Все это создало в Ангарске длительную ситуацию нестабильности и множество проблем с управлением в этом муниципалитете. Депутат поинтересовался, застрахован ли Иркутск от подобного развития событий. Андрей Лабыгин, отвечая на вопрос, высказал мнение, что подобные истории являются компетенцией правоохранительных органов. Каким образом от этого будут страховаться в Иркутске, депутат не уточнил. Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко напомнила, что нынешнему составу городской Думы не делегировалось таких полномочий как избрание из своего состава мэра: «Получается, что это противоречит закону, принятому в регионе 30 мая 2014 года (о прямых выборах мэра). То есть, мы обманываем своих избирателей. Почему это было сделано?». Далее депутат высказала претензию по поводу использования иностранного слова – вместо англицизма «сити-менеджер» лучше было бы подобрать что-то на родном языке, считает Ольга Носенко. Она также заявила, что, судя по тому, что в документе четко не прописано, за что отвечает сити-менеджер, а за что мэр, «видимо, имеется попытка увода от ответственности градоначальника». Член фракции КПРФ также попросила прояснить, правда ли, что на пост сити-менеджера предполагается выдвинуть кандидатуру Сергея Винарского. Андрей Лабыгин, отвечая на вопросы, заметил, что не считает свою инициативу «внезапной» или неподходящей по времени: «Я посчитал, что сейчас самое время – потому что срок полномочий действующего мэра подходит к концу и чтобы обезопасить город от избрания на это место некомпетентного человека, я и предлагаю свой законопроект». Что касается использования иностранных слов, Андрей Лабыгин заметил, что оборот «сити-менеджер» ему тоже не нравится, но вот слово «мэр» - оно ведь тоже иностранного происхождения, а ничего, все уже привыкли. «Ну, давайте их (мэра и сити-менеджера) тогда называть «глава города» и «глава администрации», или управляющий. Главное ведь – не название, а чтобы дело делалось». По поводу кандидатуры Винарского Андрей Лабыгин сообщил, что вовсе не имел в виду, что именно он займет пост сити-менеджера, а просто упомянул его как пример компетентного человека, который разбирается в коммунальном хозяйстве города. Председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС Владимир Матиенко потребовал, чтобы свою позицию по поводу введения сити-менеджера озвучил губернатор Сергей Ерощенко, на что спикер ЗС Людмила Берлина напомнила, что глава региона уже дал письменный отзыв на данную инициативу, и предложила зачитать его. Однако, это не потребовалось, поскольку текст отзыва каждый депутат получил в общем пакете документов. С подробным обоснованием, почему в Иркутске лучше ввести новую систему, чем пользоваться прежней, далее выступила спикер ЗС Людмила Берлина. Она попросила «уйти от эмоциональности и трезво оценить аргументы по законодательной инициативе»: - Сегодня глава муниципального образования является выборным лицом и он же возглавляет администрацию как исполнительный орган Иркутска. В предлагаемой модели глава МО выбирается из состава думы и возглавляет ее как председатель. Администрацию, которая занята исполнительно-распорядительными функциями, будет возглавлять глава администрации, который назначается через конкурс специальной комиссией. Глава МО – это мэр, независимо, от того, администрацию или думу он возглавляет. Согласно федеральному законодательству и предложенному законопроекту, у него имеется свой четко прописанный круг полномочий. Людмила Берлина напомнила, что «в сегодняшних непростых условиях, в ситуации множества вызовов нужно внимательно посмотреть, что стоит сделать, чтобы поднять уровень профессионализма в управлении городским хозяйством Иркутска. Администрацию, как распорядительно-исполнительный орган, обязан возглавлять человек, который знает городское хозяйство и муниципальное управление, знает и умеет налаживать диалог с предпринимательским сообществом, разбирается в бюджетном строительстве. Аварийное и ветхое жилье – это вообще отдельная песня, это непосредственная компетенция главы администрации города. Он должен хорошо разбираться в ЖКХ, в дорожном строительстве и в других вопросах. Через прямые выборы (на своей харизме, а также через политтехнологи) сегодня, к сожалению, может прийти человек, не знающий городского хозяйства. Ни одна из предложенных моделей не является идеальной, но обе модели (и прямые выборы, и сити-менеджмент, - прим.Телеинформа) являются вполне законными. Убедительный лидер – это хорошо, но хозяйственник – лучше». Председатель ЗС подчеркнула: новая система позволит минимизировать риски и поднять уровень управления в областном центре. А чтобы на пост сити-менеджера пришел именно профессиональный управленец, предусмотрен механизм выбора компетентной комиссией (половину ее состава предлагает губернатор, другую половину формирует городская дума). Из механизмов «страховки» от неудачного выбора Людмила Берлина также называет конкурсные условия для претендентов на пост (образование, опыт муниципального управления и т.д.), а также условия, предусмотренные в контракте с сити-менеджером. «Важно, чтобы неравнодушные граждане взяли под свой контроль и эти моменты», - говорит Людмила Берлина. Процесс объявления конкурса и его условий должен быть публичным. Кроме того, возможно введение квалификационного экзамена для претендента на сити-менеджерский пост. «Опыт Ангарска, Усолья, Братска - он, конечно, отрицательный. Но что там лежало в основе? Видимо, управленцы там либо не проявили желания и амбиций, либо их и не было. А в Иркутске желающие есть. И амбиции занять этот пост у них присутствуют», - заявила Людмила Берлина. Спикер призвала иркутскую общественность включаться в процесс – выдвигать тех, кто мог бы войти в конкурсную комиссию и контролировать соблюдение контрактных условий сити-менеджером. Она также сообщила, что в дальнейшем слово «сити-менеджер» не будет использоваться (в Уставе города такой должности нет), а будет введен в оборот термин «глава администрации». Депутат Илья Сумароков предложил вопрос о введении института сити-менеджера снять с обсуждения, не принимать закон в спешке, поскольку областному парламенту в таком серьезном вопросе негоже «шарахаться» от одной позиции к другой. «Зачем раскачивать лодку и изобретать то, чего нет. Опыт двухголовой власти по Усолью я знаю очень хорошо, в Ангарске тоже. Там ничего, кроме драчки, не было. Зачем нам наступать на эти грабли? Мы же себя сами дискредитируем. Так не годится вести себя Законодательному собранию. Сейчас ситуация в Иркутской области сложная, люди беспокоятся о своих деньгах, даже о «гробовых». Надо думать о том, что кушать. Нам, кроме сити-менеджера, есть, чем заняться из более важных вопросов», - заявил депутат и предложил вернуться к теме потом – «когда более укрепится политическая воля в стране». Затем слово взял Владимир Матиенко, который сообщил о собранных активистами «Гражданского комитета» подписях горожан против введения института сити-менеджера и за сохранение прямых выборов мэра. Всего за полмесяца удалось собрать 2132 подписи. Далее депутат представил коллегам «новогоднюю сказку», в которой в иносказательной (но весьма прозрачной) форме раскритиковал действия федеральных и региональных властей в связи с отменой прямых выборов мэра в Иркутске. В образах Буратино, Карабаса-Барабаса, Лисы Алисы и Кота Базилио он «зашифровал» в том числе и первых лиц города и области. Так, например, в Буратине угадывался мэр Иркутска Виктор Кондрашов, в Карабасе-Барабасе – губернатор Сергей Ерощенко, а в зрителях театра – жители Иркутской области. В завершении депутат предсказал, что у этой «сказки» будут «серьезные негативные последствия - как для зрителей, так и для актеров». Депутат Госдумы Антон Романов также выступил против отмены прямых выборов мэра и заявил, что «глава города должен быть не профессионалом, а должен быть предан жителям города. Главное сегодня для власти – не профессионализм, а поддержка со стороны населения". Антон Романов напомнил о том, что в послании президента в 2013 году звучал призыв реформировать муниципальный уровень власти, и в соответствии с этим он считает более правильным придерживаться другой модели местного самоуправления - той, в которой предусмотрена двухуровневая схема организации муниципальной власти. Напомним, депутат Романов выступал за введение в Иркутске именно этого варианта, который, все же, был отвергнут городскими и областными властями как громоздкий, неудобный и слабо применимый в существующих условиях. Относительно сити-менеджмента, Антон Романов раскритиковал законопроект как не отвечающий принципу народовластия и создающий условия для «коммерциализации» депутатского корпуса. А также заявил, что принятие этого решения может стимулировать рост протестных настроений, что неизбежно отразится на результатах голосования на выборах в Государственную Думу в 2016 году и на губернаторских выборах. Депутат Анатолий Дубас в своем выступлении в качестве примера выстраивания эффективной власти привел опыт управления, принятый в Советском Союзе – когда движение по карьерной лестнице было долгим, кропотливым, под бдительным контролем Коммунистической партии: - Сейчас же пребывание во власти, в том числе и муниципальной, для многих – это неплохой бизнес, с хорошей зарплатой, и 131-м законом этот бизнесмен у власти практически защищен. Его не может снять ни мэр района, ни правительство Иркутской области, ни даже губернатор. Это первый момент. Второе. Когда существовала КПСС, никто в ручном режиме страной не управлял – каждый начальник знал, что ему делать. Любые аварии ликвидировались за считанные минуты, часы и сутки. Анатолий Дубас рассказал, что при недавнем внесении изменений в 131 закон представил свои предложения относительно реформирования муниципального уровня власти, суть которых в том, чтобы ввести жесткую систему управления - никакого избрания глав районов и мэров на местах (в поселках): «Если мы хотим создать нормальную систему управления, эти люди не митинговать должны, не рассказывать сказки населению, а жестко и четко управлять тем хозяйством, которое им поручено. На сегодняшний день я, может быть, единственный в ЗС сторонник жесткого управления. Потому что если жизнь в поселке зависит от человека, который этим поселком не может управлять, если в школе, куда ходят дети, температура внутри 5 градусов – демократия тут неуместна. Я в корне не согласен с Антоном Романовым, что управленец не должен быть профессионалом, а просто должен пользоваться народной любовью. Это не так. Вообще, демократия у нас должна заканчиваться на уровне избрания местных и районных дум, а также на уровне Законодательного собрания. Здесь мы можем спорить. А для людей на местах важно, чтобы принимались грамотные управленческие решения. Мне жаль, что сегодня прямые выборы мэра мы отменяем только в Иркутске». Выслушав всех желающих, спикер ЗС объявила процедуру голосования и законопроект об отмене выборов мэра Иркутска был принят сначала в первом чтении (31 голос "за", 8 "против"), а после перерыва – и в окончательном (30 – «за», 6 – "против", двое не голосовали). Таким образом документ, по которому Иркутск будет жить уже со следующего года, был принят и направлен на подписание губернатору Сергею Ерощенко. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |