Снижение явки |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
29.01.2018 07:54 |
Сложно сказать, насколько навальникам, раскручивающим т.н. «забастовку избирателей», удастся снизить явку на президентских выборах 18 марта, более того, это и невозможно будет сказать, ибо как можно оценить, какая часть избирателей-абсентеистов забила на выборы по своим причинам, а какая благодаря эффективности агитации против явки? Тем не менее, вчерашний день показал снижение явки на мероприятиях самих «забастовщиков». Это снижение особенно ярко ощущалось в Иркутске, в котором в прошлом году радикальным оппонентам Тирана и Тирании удалось провести минимум три достаточно эффектных по численности протестных мероприятия. Несмотря на то, что погода вчера после недели морозов была распрекрасная. Потепление изначально выглядело благосклонностью небесной канцелярии к российскому протесту, но в итоге оказалось иезуитской подставой – ведь снижение явки теперь нельзя объяснить морозами.
В целом мероприятия отечественных тираноборцев со времен Болотной площади отличаются в плане численности очень большой степенью непредсказуемости. Вот реально обычно очень сложно предугадать, много или мало придет людей, легко предсказываются только основные сюжетные линии общественно-политических (в первую очередь фейбсучных) дискуссий по итогам мероприятий. Что касается вчерашнего, то лично я грешным делом уверовал в социологическую силу лайка. Очень уж небольшое количество лайков под постами иркутских навальников с призывами приходить на митинг на площадь 50-летия Октября может быть и не гарантировало падения численности участников, но уж точно не обещало всплеска активности. Потом было отсутствие утренних постов с примерным содержанием «я пошел, и вы идите» в аккаунтах наиболее преданных сторонников Навального. Потом отсутствие селфи и просто фотографий митинга, которыми обычно заполняется ф-лента, когда мероприятие проходит успешно. Потом новость о митинге с совершенно пропагандонским заголовком «Число сторонников Навального в Иркутске значительно убавилось», появившаяся на ресурсе, главным редактором которого является пламенеющий режимоборец. В общем, все понятно. Проделаю любимейший трюк политологов. Вместо предсказания события или процесса апостериори объясню, почему событие или процесс случились именно такими, какими случились, и другими быть не могли. Во-первых, я придерживаюсь версии, что сама идея «забастовки избирателей» это просто чушь и глупость, не очень интересная всем, кто хочет «жить интересно». А эта категория граждан составляет важную часть аудитории Навального. То, что в навальниках интереснее тусоваться, чем в запутинцах, очевидно для каждого, кто понимает, что любой человек, не обремененный серьезными обязательствами и находящийся в добротно-молодецком периоде собственного существования, очень мотивирован этим «жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за неинтересно прожитые годы». С моей точки зрения, надо было вкладываться всей «машиной Навального» в поддержку какого-нибудь более или менее дистанцированного от Путина кандидата – хоть в Явлинского, хоть в Собчак, а проще всего в Грудинина. Ибо тогда была бы игра на конкретный (выраженный в процентах) результат, а не за непонятно что. Тогда сражались бы за «бытие», а не за «ничто». А «бытие» в политтехнологическом смысле намного полезнее, ибо убедительнее, чем «ничто». Во-вторых, есть одна тонкая психологическая деталь, связанная с самой психологией современного человека, сидящего на особом наркотике – наркотике новизны. Дело в том, что в Иркутске несколько месяцев назад побывал живой и громкоговорящий Навальный. Многие сходили на звезду (а он реальная актуальная звезда), поставили галочку в внутренней графе «увидеть Навального». И больше не видят смысла в том, чтобы принимать участие в событиях с ним связанных, ибо галочка-то поставлена. Тем более, что события «без звезды» по определению менее интересны, чем события «со звездой». Наши навальники очень хотели показать иркутянам живого Навального. Показали. И парадоксальным образом отсекли этим от себя часть аудитории. В-третьих, есть наверняка и сугубо политтехнологические просчеты. Установку «приходите», обращенную к кадровым сторонникам, оргработники движения Навального должны поменять. Сменить с «приходите» на «приводите». Должен быть примерно такой посыл: приведите с собой двух-трех родственников или знакомых, иначе вас не пустят на порог «прекрасной России будущего»! В общем, не грех поинтересоваться простейшими принципами сетевого маркетинга, если нет желания протусоваться еще шесть лет в кругу и без того себе подобных. Ну и надо как-то способствовать снижению уровня агрессии своих сертифицированных упорков в сетях. Из-за их штампованной агрессии многие, кто готов сходить на навальников из чистого любопытства, не приходят, ибо негативной энергии и так в жизни каждого хватает. Зачем лишняя? В общем, борьба-то, конечно, продолжается! Надо бы, чтобы еще и выводы из уроков извлекались. От этого же автора: МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |