Реализм и идеализм иркутских улиц |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
25.09.2023 08:59 |
Я преподаю тридцать лет. Прямо в этом сентябре исполнилось тридцать лет с тех пор, как меня пустили на преподский «броневичок». Тридцать лет назад к нему прилагалась доска с мелом и тряпкой. Сейчас вроде бы тоже прилагаются, но ныне презентации, проекторы, «умные доски» – оружие препода. Некоторые преподаватели забыли, какой стороной мелом по доске пишут. Отдельный прикол моей профессиональной биографии заключается в том, что первая лекция, которую я прочитал в качестве штатного работника Института повышения квалификации работников образования (до студентов меня судьба допустила только через год после того, как я потренировался на повышающих свою квалификацию школьных учителях) была лекция о Никколо Макиавелли. Как сейчас помню, начал я ее с небольшого урока правописания – где и какие у «великого флорентийца» удвоенные согласные, а потом разошелся про сущностные различия реализма и идеализма…
С тех пор, в каких только вариациях мне ни приходилось рассказывать про реализм и идеализм. Вариации были в основном социально-политические, даже когда приходилось тревожить священный прах Платона и Аристотеля, все утекало в политику, не говоря уже о всяких Макиавелли, Гоббсах и Гансах Моргентау. Разумеется, начинать всегда приходилось с того, что под «реализмом» мы будем иметь в виду не то, что у искусствоведов и литературоведов – то есть не «Грачи прилетели» и не «Анну Каренину», а под «идеализмом» не то, что было у преподавателей марксизма-ленинизма, которые вводили в заблуждение советских граждан официальным фальшаком про «основной вопрос философии». Бывало, что срывался на лирику. Мол, все обращали внимание наверняка, что люди делятся на… да-да, на пресловутых два типа. Одних больше интересует то, какова жизнь на самом деле, а других то, какой жизнь должна была бы быть, то есть некие идеальные её образцы, нормы. Вторые еще и верят в то, что жизнь может быть приведена в соответствие с ее идеальными образцами, может быть тем или иным образом «исправлена». Первые ни во что такое не верят, более того, склонны считать, что лучший способ не ухудшить это ничего не улучшать («не сломано – не чини!»), поэтому полагают, что жизнь надо просто исследовать, не важно с какой целью – с целью ли преуспеть в этой жизни наиболее выгодным для себя образом или же с целью просто знать, что она собой в реальности представляет. И вот читал я на днях в некотором смысле «юбилейную лекцию» – отмечал этой лекцией тридцатилетие преподавательской деятельности – и растёкся мыслью и речью по улицам Иркутска. Вот, говорю, в названиях улиц Иркутска мы можем обнаружить следы великого противостояния идеалистов и реалистов. Взять хотя бы названия главных наших улиц – Маркса и Ленина. Первый подготовил теоретическое обоснование не просто возможности, но и неизбежности «исправления человечества», второй попытался осуществить это на практике. Оба – просто выдающиеся идеалисты. Оба, правда, были бы в ярости, если бы узнали, что я назвал их идеалистами, ибо себя они считали – нет, не реалистами, а материалистами. Ленин меня за такие слова о нем в ЧК бы сдал, а Маркс нанял бы на деньги Фридриха Энгельса киллера, чтобы избавиться от меня. Ну и вообще, продолжаю – поскольку в Иркутске полно улиц, названных фамилиями «практических революционеров», у нас нет недостатка в идеалистах. Свердлов, Дзержинский, Софья Перовская, Карл Либкнехт, даже материалист Радищев… Идеалист на идеалистке сидит и идеалистиком-предшественником погоняет. И тут мне становится не по себе. Я понимаю, что мне надо будет, что называется, в пандан, приводить примеры иркутских улиц, названных именами реалистов. А какие это примеры? Художник-реалист Суриков? Не то, я же сам сказал, что у нас разговор не об искусстве. Летчик Чкалов? Он реалист, конечно, без реализма самолет в небо не поднимешь, но, черт побери, он же советский летчик, а где СССР, там идеализм беспробудный и необъятный, плюс ко всему он же не политик и не политический мыслитель. Александр Невский? Подходит, конечно. Его исторический выбор братских монголов вместо католического НАТО был по-своему реалистическим, опять же «поворот на Восток» сейчас в политической моде (все-таки несменяемым президентом у нас работает один из самых борзых политических реалистов в истории), но он же святой, а может ли святой быть реалистом? Опять же выбор его принято объяснять ценностными, то есть идеалистическими, мотивами, а не интересами, не реализмом. Улица 5-й Армии? Но это же целая армия идеалистов, пусть и победившая Колчака по правилам «военного реализма». В общем, недобор с реалистами в Иркутске. Раньше, до Великой Октябрьской идеалистической революции многие из иркутских улиц именовались в честь купцов, купцы-то все реалисты, недобора реалистов не было. А сейчас-то что? В общем, свалил я всю ответственность на Лермонтова. Поэта. Михаила Юрьевича. Был он скептик, пессимист и вообще сволочь преизрядная. А раз сволочь, значит реалист. В честь него названа одна из самых длинных улиц Иркутска (которая, к слову, намного длиннее улицы Пушкина) Вот Лермонтов у нас в Иркутске с улицей своего имени за реализм и отвечает. В общем, выкрутился немолодой лектор, которого… понесло. Опыт и реализм помогли! МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |