Россия — без авиаперелетов и интернета. Сохранится ли связанность страны? |
Автор: Кирилл Шулика, Rosbalt.ru |
10.07.2025 06:13 |
Судя по официальным данным, порядка 100 тыс. авиапассажиров запомнят минувшие выходные надолго... - Бессонные ночи в аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, других городов с ожиданием посадки, которую так и не объявляли. Кто-то дождался, кто-то отменил поездки, кто-то успел взять билеты на поезд, а кто-то в итоге вынужден был взять такси за космический ценник. Утром в понедельник к работе приступил новый министр транспорта, и сейчас вроде проблемы с авиасообщением удалось решить. Прежний глава Минтранса после отставки застрелился, но вовсе не потому, что не справился с задачей обеспечить нормальную работу российских авиаузлов в текущих условиях. К слову, единого мнения о причинах транспортного коллапса нет. Официально говорят об угрозах украинских беспилотников, которые требуют закрытия аэропортов и отмены рейсов. Однако, если верить данным Минобороны и региональных властей, число сбитых БПЛА не стало сильно больше, чем было пару-тройку месяцев назад, когда воздушные гавани закрывали на два-три часа и потом быстро, так сказать, нагоняли расписание. Поэтому, хотя авиакомпании и руководство аэропортов отрицают эту версию, многие источники говорят о том, что проблема кроется в оптимизации расходов. Из-за того, что в Европу из России сейчас не летают, стало меньше рейсов, поэтому авиакомпании и аэропорты сократили персонал и убрали на дальние стоянки «лишние» трапы. В итоге даже небольшой сбой в расписании теперь может привести к хаосу (что в выходные мы и наблюдали). На самом деле, гражданская авиация — одна из тех отраслей, по которой санкции ударили довольно ощутимо. С точки зрения как обслуживания самолетов, так и роста цен на авиаперевозки, что и приводит к необходимости экономить. Потому что цены на авиабилеты и так значительно выросли, повышать их далее нельзя, потому что люди просто не найдут денег слетать, скажем, на похороны родственника. Еще одной проблемой, которая по официальной версии вызвана угрозой беспилотников, стали тотальные отключения интернета в регионах. Такая практика появилась накануне торжеств 9 мая в Москве, но тогда отключался только мобильный интернет. Сейчас же могут одновременно вырубить и его, и проводной, и еще обычную мобильную связь. Происходит это, в том числе, в регионах, находящихся в тысячах километров от Украины. Например, на проблемы с интернетом стали жаловаться жители Камчатки. При этом обоснованным вопросом задается глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина. По ее словам, зачем отключать весь интернет, если беспилотники все равно летают? И тут можно привести в пример недавнюю атаку украинских беспилотников на предприятие в Ижевске, в результате которой есть жертвы. Жители столицы Удмуртии указывают, что они просто не знали об атаке и не получили возможность заранее спрятаться. Никакие сирены не сработали, а интернет, через который они получали информацию ранее, был отключен. Все это: транспортные коллапсы и отключения интернета — наносит урон связности страны. И речь не только о внутреннем туризме, когда желающих сидеть в аэропорту пару суток, а потом без интернета весь отпуск, много не найдется. Значит, отпуска придется проводить дома. То единство страны перед общими угрозами, о котором говорит президент Владимир Путина, обеспечивается в том числе транспортной связностью всей территории России. Тем, что любой россиянин может приехать к другому россиянину, где бы он у себя в стране ни находился. Даже несмотря на то, что до многих точек на карте России иначе, чем на самолете не добраться. Однако сейчас возникают проблемы не только с приездом, как мы видели на примере Москвы и Питера в эти выходные, но даже и с тем, чтобы сообщить о задержке, потому что одновременно «падали» и интернет, и голосовая связь. Это большая и долгосрочная проблема, которая требует решения. Даже на короткое время не стоит ставить под сомнение связность страны, поскольку ее можно отнести к тем самым традиционным ценностям, которые укрепляют единство нации. Сегодня единство нации обеспечивает и доступ к интернету из любой точки России, но это только при отсутствии масштабных отключений. Между тем, они стали системной проблемой, касающейся уже почти всех регионов. Отключают везде, так сказать, по-своему. Например, в выходные я долго ловил мобильный интернет на московской окраине, чтобы вызвать такси, а когда поймал, выяснилось, что десятиминутная поездка будет стоить тысячу рублей. Потому что все таксисты этот район покинули, ибо найти заказ там невозможно. В соседнем же районе мобильный интернет работал без перебоев. Сложно объяснить, зачем в некоторых регионах глушат еще и проводной интернет, что приводит к массовому возвращению в оборот наличных денег, а значит, прибавляет работы налоговым органам из-за появления сопутствующих так называемых «серых схем». И вообще, речь не только о такси или доставке. В конце концов, можно поехать в магазин на автобусе, хотя и это бьет по целым отраслям бизнеса, в которых тоже работают люди, кормящие свои семьи. Сейчас ведь государство занимается тотальной цифровизацией. Например, в электронный формат переведены все госуслуги, а также даже голосование на выборах. И это привело как раз к укреплению единства страны, когда по единым лекалам человеку в каком-то сибирском селе и в пределах Санкт-Петербурга можно без проволочек, по сути, из дома, получить, например, удостоверение ветерана боевых действий. Никому никуда не надо ехать, в шесть утра, несмотря на ранения, занимая очередь. Это можно считать одним из ключевых достижений правительства, которое стоит беречь. Поэтому цифровизация, особенно в сфере госуслуг, не меньше, чем транспортная доступность, влияет на единство страны и ее общее будущее. Значит, все эти шатдауны не просто про то, что нельзя лишний раз кому-то ответить в мессенджере. То, что мы сейчас видим в аэропортах и на улицах, где люди в панике тыкают в банковские приложения, чтобы перевести деньги, это не просто про бытовые неудобства. Соответственно, стоит начать соизмерять ограничения с наступающими после них последствиями. Кроме того, если действительно необходимо закрыть аэропорт или отключить интернет, пусть и на короткое время, людям надо не бояться честно говорить о причинах. Недосказанность подчас приводит не только к панике, но и к другим весьма неприятным последствиям. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |