
Один знакомый гражданин Соединенных Штатов когда-то рассказывал смешное: «В Техасе тебе обязательно сообщат, что штат Техас это абсолютный лидер в США по количеству огнестрельного оружия на душу населения. В реальности Техас не входит даже в верхнюю пятерку. Но в Техасе лучше об этом не говорить и данные статистики лучше не демонстрировать. Сразу застрелят». «Такие гордые и обидчивые?» - спросил я. «Не только. Они не первые по владению оружием, но первые по готовности к применению оружия».
Все знают, что человек, обосновавший иркутянам, что иркутяне не первые в стране в номинациях типа «протестность», «недовольство всем подряд», «конкурентность в политике» и вообще в какой-нибудь «политике» не первые, становится для иркутян врагом номер один. Застрелить не застрелят – откровенно говоря, не из чего стрелять – но на порог не пустят.
Рискну нажить врагов себе на голову. Все мифы об особой иркутской политической жизни опровергать не возьмусь, но один все-таки опровергну. Зачем мне это надо? Да потому что гложет меня совесть, что это я по беспечности – сболтнул лишнего – этот миф и создал. Ляпнул как-то в радиопередаче, что Законодательное собрание Иркутской области это чемпион страны по количеству представленных в нем партий, а теперь фиксирую, что серьезные люди этот тезис повторяют, особо не заморачиваясь его перепроверкой. Людей можно понять. Мне бы тоже не пришло в голову перепроверять. В каком еще регионе может быть больше партий в региональном парламенте? Только в Иркутской области. Это ведь у нас электоральные чудеса, конкурентная политика, двухпартийная политическая система, двугорбый парламент-верблюд и все такое прочее, что и не снилось в других субъектах федерации.
Увы, не все так глазурно в реальности.

Начну с того, что существует довольно много региональных парламентов, в которых сидят, как и у нас, представители пяти партий. Например, в Псковской, Владимирской или в Калининградской областях. Список пятипартийных можно продолжить. Особенно странным покажется тот факт, что пять партий представлены в Кемеровской области – там, кроме обычной парламентской четверки, один «патриот России», зато в статусе вице-спикера. Это может удивить, потому что Кузбасс традиционно принято считать политическим антиподом Иркутской области. У нас чехарда и усобицы, а в Кузбассе стабильность и согласие. А в парламентах Санкт-Петербурга или Костромской области вообще по шесть партий.
Но особенно удивляет Хакасия. Да-да, Хакасия. Там в республиканском Верховном Совете (Хакас Республиканың Ööркi Чöбi) депутаты с билетами семи партий – «Единой России», КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», «Коммунистов России», «Патриотов России» и даже один из экзотичной «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость». Судя по всему, именно там поставлен истинный рекорд многопартийности в стране. Не случайно сражающиеся на фейсбучных баррикадах с Путинским режимом включили результаты выборов главы Хакасии в общий пакет бесспорных свидетельств скорого падения этого режима – вместе с общественным недовольством пенсионной реформой и падением цены барреля нефти на 20 долларов за последний месяц.
Впрочем, тот факт, что в Хакасии любит охотиться приговоренный фейсбуком к свержению президент Путин тоже может косвенно о чем-нибудь свидетельствовать – то ли о том, что внутренне авторитарный президент сохраняет приверженность ценностям демократии, то ли о том, что после долгожданного свержения Россия обретет эту самую демократию.
Все иркутяне, прочитавшие эту колонку, прекрасно понимают, что пересказывать ее содержание за пределами Иркутской области не стоит. Сказано, что у нас самая-самая многопартийность в стране, значит, так тому и быть. Все равно перепроверять никому не придет в голову. Мы приучили страну к своей уникальности и к своим странностям. Поверят на слово. Никуда не денутся.
Нынешний мировой конфликт пролегает не по национальным границам, хотя внешне все выглядит именно так. Но на самом деле это столкновение двух диаметральных проектов будущего — глобального «по Швабу» и MAGA в любой его интерпретации.
С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
|