Медиакультура на быстром огне |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
02.04.2018 07:48 |
Неделя прошла после трагического пожара в Кемерово. Чего только не пришлось прочитать за это время в социальных сетях. И слова искренней боли и сочувствия. И слова ритуально-декоративной боли и сочувствия. И здравые попытки обдумать и обсудить, как, если не избежать полностью, то минимизировать такие трагедии в будущем? И даже такое: «Раз голосовали за Путина, пусть горят и не жалуются». Это цитата. Из фейсбука. Спрашивают, украинец это написал или наш, россиянин? Извините, не стал уточнять. Не захотелось копаться в профиле пользователя. В общем, многие много понаписали за эту неделю. Надеюсь, что хоть кто-то из тех, кто написал подлое или просто лишнее, остыл и пожалел об этом.
Любая трагедия с жертвами это трагедия, но то, что случилось в Кемерово, это особый случай, потому что в отличие от авиакатастроф или аварий в шахтах, российским гражданам тут легче ощутить совершенно неподдельную эмпатию. И, уж простите, не только потому, что дети погибли. Просто торгово-развлекательные центры с бутиками, фудкортами и кинотеатрами стали неотъемлемой частью современной городской жизни в России. Большая часть российских граждан живет в городах с ТРЦ. Им очень просто представить себя на месте тех, кто был в «Зимней вишне» в то злополучное воскресенье. Намного проще, чем представить себя шахтером во время завала или даже пассажиром в падающем самолете.
Плюс ТРЦ это, пожалуй, главный символ массового улучшения жизни в России после 1990-х. Символ настоящей потребительской революции, которую пережила страна. Хорошо помню, как в середине 2000-х слушал лекции про торгово-развлекательные моллы от профессоров-урбанистов. Моллы уже работали в столицах, были запущены в миллионниках вроде Екатеринбурга, но их не было в Иркутске. Я слушал урбанистов, словно бы они рассказывали о каком-то чуде. Помню, попав в Москву после этих лекций, впервые во взрослой жизни первым делом побежал не в книжные и не в музыкальные магазины, а в эти моллы, чтобы посмотреть, что же это такое? Попал в «Европейский» на станции метро Киевская, ходил, разглядывал, записывал какие-то мысленаблюдения в блокнотик. В общем, ТРЦ для россиян это символ не только того, что «жизнь налаживается», но и того, что жизнь у нас будет такой, какой она вроде бы является в так называемых «цивилизованных странах». И тут такой огненный удар по символу всего хорошего! И еще кемеровский огонь как-то особенно высветил одну черту современности, которая, не исключаю, может быть названа нашим отечественным достижением. На прошедшей неделе мне довелось прочитать лекцию про современную медиакультуру. Я начал лекцию с описания того, что довелось пронаблюдать в связи с кемеровской трагедией. Реконструировал события, которые видел (и которые не видел), как некую цепочку эпизодов. 1. Украинский пранкер разыгрывает работников кемеровских моргов – пусть готовятся принять сотни трупов. 2. Информация о сотнях трупов, а значит о том, что власти скрывают истинное количество жертв, попадает в интернет. 3. Врач скорой помощи, прочитав в ИНТЕРНЕТЕ о сотнях трупах, идет на РЕАЛЬНЫЙ митинг, зачем-то выступает там (фильм «Аритмия» пересмотрел что ли?), сообщая о сотнях трупов, которые прячет власть. 4. В Иркутске прямую трансляцию митинга смотрят оппозиционно настроенные пользователи фейсбука (не только в Иркутске, разумеется, но тут пример людей, которых знаю лично). 5. Оппозиционно настроенные иркутяне размещают информацию о сотнях трупов (еще бы, ведь реальный врач скорой помощи рассказал!) в своих аккаунтах, проклинают коррумпированные власти, ссорятся с комментаторами, которые просто предлагают дождаться результатов расследования. 6. Пранкер признается в розыгрыше. Врач скорой признается, что накосячил. 7. Я разбираю всю эту цепочку на лекции о современной медиакультуре. Первое, что я слышу: а вдруг врача ФСБ заставило сказать, что он не видел сотен трупов? Занавес. Вот собственно и все, что надо знать о современной медиакультуре. Розыгрыш-фейк в интернете перекочевывает в реальную жизнь, оттуда обратно в интернет, из которого обратно в реальность… В результате никто ни во что не верит, точнее верит только в то, во что хочет верить. В результате реальные человеческие ссоры. А за всем этим абсолютно реальные человеческие трагедии. Как жить рядом с такой медиакультурой и внутри ее? Ну один совет, на правах опытного блогера в прошлой жизни, могу дать. Не перепощивайте никогда и ничего! Не распространяйте никакой информации. Вообще никакой! Пусть из-за этого кто-то не узнает правды или узнает ее позже, чем мог бы. Но вы, если будете придерживаться этого правила, не распространите никакой неправды. И не распространите никакой, как модно выражаться, «постправды». Поверьте, в наши времена это важнее. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Тэги: |