Иркутск в кино: вчера и сегодня |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
13.11.2014 12:59 |
Если современному молодому человеку загадать, что зашифровано в «типа шараде»: «Похабовск, я люблю тебя, but I Can't Get No Satisfaction» - он может догадаться, что речь здесь не о вековой проблеме несовпадения высокой любви и низменного удовлетворения, которая, как известно, осложняет время от времени жизнь людям. Тут зашифрованы названия (отсылки к названиям) трех достаточно свежих кинематографических произведений, которые имеют отношение к Иркутску. Это «Похабовск» - фильм скорее для КВНщиков, нежели для мирных зрителей. Это серия коротких фильмов-роликов «Я люблю тебя, Иркутск», про которую слышали многие, но мало кто смотрел. И это фильм «Сатисфакция», прочно увязанный в народной памяти с исполнителем главной роли Гришковцом – фильм, претендовавший на многое, но удовлетворившийся малым.
Я же помню времена, когда Иркутск в сознании иркутян связывался с двумя фильмами, один из которых помнят и за пределами Иркутска, а про другой напрочь забыли и в самом Иркутске.
Фильм, который помнят, это «Звезда пленительного счастья». Еще бы не помнили! Такой подбор образов плюс красавчик Костолевский. Декабристы. Жены декабристов. Восстание. Поражение. Вечная русская тоска по несостоявшейся либеральной альтернативе в истории отечества – не состоявшейся, как водится, в силу соединения чрезмерного идеализма с обычным разгильдяйством. И изумительная песня про кавалергардов, которая попала фильм видимо в силу собственной изумительности, ибо, конечно, более уместно звучала бы в какой-нибудь очередной «Гусарской балладе», коротко говоря, в фильме, в котором сказочные русские офицеры служат присяге и любимым дамам, а не собираются убить своего императора и не подставляют любимых жен под долгие муки разлуки и… Сибирь-мачеху. Есть в фильме трогательная церквушка в Листвянке, кстати, скромно работавшая в годы советской власти, привлекавшая туристов своей ненавязчивой патриархальностью и парой-тройкой молящихся старушек. Она изображает в фильме церквушку забайкальскую, в которой жестокая деспотическая власть позволила декабристу Анненкову обвенчаться с любимой француженкой. Самого Иркутска в фильме не показывают. Разговор губернатора с декабристской женой, про которую иркутяне обычно не могут запомнить, Волконская она или Трубецкая, происходит под попсовый вой метели. Показывают деревянное здание Дома актера, давая понять продвинутому иркутскому зрителю, что разговор происходит именно там, а не в научной библиотеке ИГУ, как ему может подуматься. Второй фильм забыт совершенно. Это довольно длинная сага о советских ученых в годы застоя, когда преданность науке, любовь к любимым и проблемы советского быта создавали в ученых головах уникальный хаос. Хаос отливался в нервозное поведение и зигзаги судьбы, которыми можно было привлечь тихими советскими вечерами телезрителей к телеэкранам. Этот многосерийный фильм назывался «Солнечный ветер». Помнится, иркутяне потешались над тем, что в фильме прибывшие на поезде в Иркутск герои едут с вокзала в Академгородок мимо здания Драмтеатра, снисходительно признавая, что надо же было показать иногородним самое красивое здание в Иркутске. Кстати, обижались, что в одной из сцен героиня с коляской с ребенком долго и под занудную музыку, предаваясь размышлениям о научных исследованиях и личной жизни, бредет мимо бетонной стены в районе вокзала. Мол, то, что наш театр показали, это хорошо, но зачем же показывать Иркутск, как сплошную серую бетонную стену? Но есть в этом фильме еще один интересный эпизод. Пожилой профессор Карпов (его играет Леонид Марков) говорит молодой семейной паре про Иркутск: «Город не так уж велик. Вообще-то, молодые люди, учтите – город занятный, много вузов, исследовательских институтов. Тому, кто живет с перспективой, а вы, несомненно, живете с перспективой, следует держать такой город в уме. Короткими наездами наш город не поймешь. Много интеллигенции – молодой и старой…». Обратим внимание: ни слова про Байкал, про деревянную древность, про «великое прошлое»… Интеллигенция, наука, перспективы! Эх, были времена! PS: В том же фильме – разговор в интеллигентной семье из Академгородка. «- Иркутску еще многого не хватает. - Чего не хватает? - Оперы. Да-да. Есть два драматических театра, есть театр оперетты, а оперы нет. Поэтому молодежь растет распущенная. Нет облагораживающего влияния. А опера действует на человека как «храм»… Так что Иркутску крайне необходима опера…». МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |