Информационная гигиена огненная |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
16.01.2017 12:18 |
Прошлая неделя на нашей малой родине прошла под знаком «конфетных червей в подарках губернатора». Не уверен, что у информационного повода, который сам по себе червяка выеденного не стоил, было какое-то фактическое основание. «Конфетных червяков» следует воспринимать как эпизод активно ведущихся в Иркутской области информационных войн, выявивший, судя по масштабам тиражирования темы в федеральных и даже в заграничных СМИ, высокий профессионализм организаторов информационной атаки на губернатора Левченко, и высокий уровень профессиональной беспомощности тех, кто призван «оборонять» губернатора от такого рода атак.
Кроме участников информационных войн и «болельщиков» противоборствующих сторон, достаточно людей, которые заинтересованы в том, чтобы мутные потоки фейков обходили их стороной. Десять лет назад, когда войны велись в основном в СМИ, от всего этого можно было укрыться в ныне угасающем Livejournal. Сейчас интернет вообще и социальные сети в частности представляют собой одну из важнейших площадок для информационных сражений, поэтому правила информационной гигиены для желающих оставаться в стороне давно нуждаются в хотя бы первичной формулировке. Первым делом замечу, что в сетевых информационных войнах можно выбрать и путь участия. И за деньги, и с собственными убеждениями – у кого уж как сложится. В иркутских краях этот путь выбрали не меньше сотни, а может быть и двух сотен наших земляков – к большому сожалению, для организаторов процессов, которым, конечно же, хотелось, чтобы политизированного хомячья в сетях было больше. Однако рекомендую всем участникам иметь в виду следующее. Никто из оппонентов никогда не будет, по крайней мере, на словах, признавать, что вы участвуете в схватках с собственной точкой зрения. Такое вот правило нынешних войн, их важная особенность. Спорить с вашей позицией никто не будет, будут доказывать, что вам заплатили за нее, забашляли. Глядя на иркутский политический цирк с детским садом, лично мне не верится, что в нем можно принимать участие с тем, что принято называть политическими убеждениями, но политические симпатии в нем вполне возможны. Однако и гипотетических «убежденцев», и вполне реальных «симпатизантов» ничто не спасет от обвинений в ангажированности. Часть оппонентов будет искренне считать, что позиции, подобной вашей, в принципе невозможно придерживаться бесплатно. Ну а часть будет действовать совершенно технологически – «зашквар на продажность» это главная технология современных риторических состязаний. Реально «проплаченных», кстати, выявить довольно легко – они всегда пишут об одном и том же – но это отдельный разговор, тем более, эта тема поднималась в тексте с симптоматическим названием «Иркутская паранойя». Главное правило сетевой гигиены сформулировано давно и не мной. Звучит оно так: помни, что политики рано или поздно договорятся друг с другом, а ты останешься в том дерьме, которым забрасывал своих якобы оппонентов по политическим дискуссиям. Это правило в принципе можно признать исчерпывающим, разве что следует добавить к нему некоторые сугубо практические рекомендации. 1. Надо понять, что времена, когда СМИ врали, а в интернете, особенно, в сетях и блогосфере, говорили правду – давно в прошлом. Социальные сети это гигантское фейкопроизводство, масштабы которого столь велики, что даже имеет смысл придерживаться доктрины ограниченного доверия к СМИ, подкрепленную доктриной абсолютного недоверия к информации из сетей. 2. Никаких перепостов с информацией политического характера. Да, конечно, в сетях случаются посты и с объективной информацией, и с независимой аналитикой, однако на опознание действительно объективного и действительно независимого вы потратите так много времени, что лучше просто ничему не помогать в распространении. 3. Некоторая особенность информационных войн по-иркутски заключается в том, что их активными участниками являются так называемые «боты». Есть версия, что эту технологию наши пиаровские умники и умницы внаглую заимствовали из Новгорода, где «войны ботов» ведутся не менее активно, чем у нас. Но могли и сами додуматься. Боты могут заинтересоваться любым, кто вызывает в сетях хоть какой-то интерес. Я, например, удостоился от местных политических ботов и их ботоводов заказной лжи среднегеббельсовского уровня. Так вот тут поможет простое: от подписок на ботов следует отказаться, на их комментарии следует отвечать только в исключительных случаях, а лучше не отвечать вообще, а в случае назойливости с их стороны - ботов следует просто банить. Думаю, что не меньше девяноста процентов распространяемого ботами контента не имеет даже сугубо политологической ценности. Чего уж говорить о какой-либо ценности для простых нормальных людей. Вот эти простые правила, думаю, могут помочь в тяжелую годину фейкоинформационных войн, обострение которых началось в нашей области в прошлом году и снижение накала которых в нынешнем году не предвидится. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |