Дураки и дороги, ведущие к храму |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
21.01.2015 18:50 |
Новогодние каникулы это прекрасное время застолья и безделья, но это время информационного вакуума. СМИ, которым надобно о чем-то вещать, превращаются на исходе новогоднего безвременья в настоящих информационных хищников, готовых уцепиться за любой информационный повод. Грамотные менеджеры общественного внимания этим пользуются, организуя информационные потоки вокруг своих клиентов. Вот в прошлое посленовогодье наше «гражданское общество» обсуждало призывы Ивана Охлобыстина к сожжению геев и намерение Владимира Жириновского регламентировать сексуальную жизнь членов партии ЛДПР. Сейчас, наверное, об этом никто и не вспомнит, а год назад про это все писали газеты, рассказывали телеканалы, кипел фейсбук и давали умные комментарии эксперты.
Так-то эту маленькую тайну – в январе (и, кстати, в августе) легко привлечь внимание журналистов к любой важной для вас теме – в атмосфере повышенной секретности опытные пиарщики поверяют неофитам пиара. Пользуются этими возможностями в основном шуты политические вроде Жириновского и шуты гороховые вроде Охлобыстина. Кто бы мог подумать, что в Иркутске настоящую пиаровскую прыть проявит немногочисленная и прежде скромная во всех отношениях лютеранская община? Петиция иркутских лютеран с предложением низвергнуть памятник Ленину, что стоит на перекрестке улиц Ленина и Маркса, и восстановить на его месте ликвидированную запоздалым большевистским жестом в 1952 году кирху, появилась по всем правилам пиара – пусть и на малоизвестном сайте, но в очень даже правильное время. В январе.
И об этом странном предложении заговорили все, кому говорить очень хочется – в первую очередь потому, что говорить было в общем-то не о чем. Я, как этнический немец и внук убежденной лютеранки, тоже дал пару-тройку комментариев разным иркутским СМИ. Сдержанно высказался, что нельзя сбрасывать со счетов фактор социологического меньшинства, а именно таковым являются в Иркутске лютеране (кто из иркутян припомнит лютеран в своем кругу общения?). И едва ли большинство иркутян мечтает о восстановлении малопонятной для них кирхи. Напомнил, что революционная идея «отца Реформации» (Мартина Лютера) заключалась в том числе и в том, что храмовые здания не так уж важны в делах веры. Ну и, конечно же, постарался отвести опасность от Ильича, помянув, что очень здорово, что Ильич стоит в Иркутске так близко от императора Александра III, за подготовку покушения на которого был казнен старший брат Ленина Александр, что, как известно, стало одной из причин, толкнувших юного Володю Ульянова в революционное движение. И очень круто – словно в знак примирения с собственной историей – что оба оказались в Иркутске на столь близком расстоянии друг от друга. Да еще и улица Карла Маркса их соединяет. Высказался и забыл. Ибо нелепо серьезно относиться к таким информационным вбросам. Однако общественная дискуссия пошла в полный рост. Словно по сигналу, воспрял цвет местного фейсбучного хомячья и устроил, как водится, карнавал вопиющего глубокомыслия. Чего только не было. Звучали заявления о том, что без кирхи не видать Иркутску своей уникальной идентичности. Предлагалось восстановить кирху, но устроить в ней центр немецкой культуры. «Может, сразу центр памяти Холокоста», – подумалось мне. Ленина предлагали перетащить к императору Александру. Пусть будут рядом. Я подумал, что тогда можно перетащить туда памятники маршалу Жукову и адмиралу Колчаку. Да и вообще собрать все памятники в одно место. Пусть все будут рядом, одной семьей – и туристам можно будет посмотреть их разом, а не бегать ради них по всему городу. Предложения построить кирху в каком-нибудь другом месте отметались по причине того, что там, где она была – «место намоленное». Лютер, боровшийся с любым фетишизмом в делах веры, включая фетиши «намоленных мест», наверняка вращался в гробу в далекой Германии от такой неграмотности – уверенности в том, что протестанты понимают религию на манер католиков или православных, для которых действительно важны «намоленные места». Ну и, как говорят хулиганы, вишенкой на торте, или, как говорят воспитанные люди, бантиком на голой попке, стала серия сетевых высказываний епископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского вероисповедания, в которых он подверг меня серии нетяжких оскорблений, зачем-то помянув мою покойную бабушку (мол, «у такой верующей женщины такой внук»!). Епископ к тому же элегантным забаниванием лишил меня возможности ответить ему, а я всего лишь хотел по-христиански помочь взволнованному человеку телефоном хорошего психоаналитика, который помог бы ему избавиться от неврозов. Должен заметить, что Епископ разрушил бытующий среди просвещенной интеллигенции миф о том, что священники неправославных церквей отличаются большей терпимостью к инакомыслящим, и большей культурой дискуссии, чем священники православной веры. Вот такая случилась горячка на пустом месте в нашем богоспасаемом городе. Кто бы мог подумать? Я уж позволю себе совет на все новогодние праздники на годы вперед. Ребята, никогда, вы слышите, никогда не обсуждайте всерьез то, что вам предлагают обсудить сразу же после нового года! Ничего из обсуждаемого не происходит и не произойдет. Охлобыстин не будет сжигать на кострах геев. Жириновский не будет контролировать секс однопартийцев. И Ильича в Иркутске никто не тронет. А кирха? Кирху можно, как у нас водится, реконструировать в 130-м квартале. И назвать, как там водится – «модная кирха»! МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |