
Иногда хочется сесть в машину времени и отправиться в советское прошлое. Куда-нибудь в 1970-е или в 1980-е. Можно, конечно, и в 1960-е забуриться, но, боюсь, там уже можно не достичь взаимопонимания с аборигенами своего времени, а забуриваться в Советский Союз раньше 1953 года, как известно, не очень рекомендуется.
Машина времени не изобретена, но в Советский Союз можно сгонять и в Иркутске 2016-го. Только успевать надо.
Помню, как я впервые открыл для себя иркутское «окно в СССР».
Ехал утром на такси и увидел сцену... я сначала решил, что мне это снится. Магазин явно продуктовой направленности. Закрыт. А перед ним выстроилась в ожидании открытия реальная очередь, причем из людей пожилого возраста.
У меня в голове пронеслось что-то вроде сюжета фантастического рассказа. Мол, я вызвал такси, а оно оказалось «такси времени» и я уехал на нем во времена 25-30-летней давности, где были очереди в ожидании открытия магазинов и в основном бабульки в них. Даже дискомфортно стало: у меня ведь денег с собой советских нет, как же я буду расплачиваться с таксистом?
Стряхнул блажь, поинтересовался у водителя: это что за явление такое? Он объяснил, что это специальный магазин Усольского свинокомплекса. Там все по низким ценам - колбаса, сосиски. Пенсионеры подрываются с утра, идут стоять в очередях...
- И всегда очереди?
- Всегда. Как в перестройку. Если очередей нет, значит все раскуплено (растолковал таксист).
Я подумал, что это, если разобраться, не только социальный, но и историко-культурный проект Усольского свинокомплекса. Благодаря ему можно побывать в СССР, поностальгировать, вспомнить себя давней давности. Встать рано, чтобы успеть даже не к открытию, а к «до открытия». Постоять в очереди. Послушать пенсионеров. Тот магазин, что я описываю, расположен на тихой улице, машин мало, так что никакая иномарка не натолкнет на мысль о том, что ты все-таки не в СССР.
Остальные два пункта вероятной экскурсии в СССР без выезда из современного Иркутска вспомнились тут же.
Это, конечно же, отделения «Почты России». Вот с ними надо торопиться. Ходят слухи, что на «Почту России» поставили эффективного менеджера типа Германа Грефа, который сделал из замшелого Сбербанка вполне современный банк. И эффективный менеджер собрался превратить «Почту» тоже во что-то приличное. Но сейчас шанс попасть в СССР через «Почту России» еще сохраняется. В отделениях еще остались деревянные стойки, неторопливые тетеньки с прическами времен застоя и очереди, конечно. И еще двери. На двери «Почты России» не принято обращать внимания, а они там – то, что нужно. Вот как на фотографии, сделанной сегодня на одной из центральных улиц города И. Деревянная дверь в рваном кожзаменителе, с железными листами и с войлочным окаймлением (средство от холода).

Ну а в завершении путешествия – на улицу Лыткина, в одну тамошнюю микростоловку. Там на раздаче стоит классическая советская хамка. Единственная в городе И. такая осталась. Ее беречь надо. Она из тех советских женщин за стойкой или прилавков, к которым было просто страшно подходить. Которых бы напугался, что Джеймс Бонд, что Владимир Путин, в отношении которых до сих пор действует одно важное правило – надо попробовать понравиться ей в первую же секунду, ибо первое впечатление для нее всегда является последним. Все попытки исправить первое впечатление обречены. Шанс понравиться – один из ста, но он есть. Пренебрегать им не стоит. Это когда-то была реальная русская рулетка. Точнее, советская рулетка.
Вот после употребления салатика, супчика, второго и компотика, приобретенного у такого «исторического монстра», один взгляд которого способен лишить аппетита, можно стереть ностальгический пот со лба и отправиться обратно. Уф! Путешествие, слава богу, закончилось.
Еще вспомнилось, что вчера у нас «советские люди» туповато и хамовато уволили директора Художественного музея, который пытался сделать из музея современное учреждение культуры и достиг довольно убедительных результатов всего за год. Но это уже другая история. Она не про прошлое. Она про настоящее.

В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
Тезисы про инфантильность российского населения со стороны многих оппозиционных публицистов давно уже стали общим местом.
Для моей семьи после рождения четвертого ребенка стал актуален вопрос покупки нового автомобиля, потому что в старый пятиместный мы просто перестали помещаться.
Разобраться в действиях президента США — та еще задачка. Иногда кажется, что он специально пытается запутать всех своими тарифами и экономическими решениями, иногда — что решил поссориться со всем миром. И вообще не покидает ощущение какого-то глобального балагана.
Совершенно понятно, что каким бы ни был итог наметившегося взаимодействия с США, он будет лишь промежуточным. Текущий конфликт себя не исчерпает, уверены авторы Telegram-канала «Юрий Долгорукий»
|