Анархия – мать порядка, Сибирь – мать анархии |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
27.07.2016 11:06 |
Мне уже приходилось писать в «Иркутской Торговой газете» о Петре Андреевиче Словцове. Тот текст был посвящен не столько Словцову сколько двум красивым «словцам от Словцова». Цитата: «Из сравнения Тобольска с Иркутском открывается, что хотя все в последнем начиналось позднее, по крайней мере полувеком, многое, однако ж, поравнялось и даже выпередило. Толь счастливое спеяние надобно приписывать не разнице в широте, а собственно торговле кяхтинской…». Выпередило! Спеяние! Немного жаль, что в Сибири (да и вообще в России) не возникло городов с названиями от этих слов. Выпередилск и Спеянск. Сказочные же названия! Первое название для города с нарочитыми понтами, который один против всего на свете. Второе для города добродушного примирения чего-нибудь с чем-нибудь. Кстати, сказать, Иркутску с его хронической распонтованностью подошло бы название Выпередилск, а какому-нибудь Хабаровску – Спеянск. Так вот о Словцове. Коротко напомню о нем. Даты на памятнике - 1767-1843. Родом из Пермских краев. Некоторое время жил и работал в Иркутске. Автор первого в истории масштабного произведения, посвященного истории Сибири - «Историческое обозрение Сибири». Сел писать его в 70 лет. Первый том вышел в 1838 году. Был жестко раскритикован академическим сообществом. Второй том увидел свет уже после смерти автора – в 1844 году. Н.М. Ядринцев, выдающийся сибирский публицист, ученый и чуточку сибирский сепаратист, пытался закрепить за Словцовым почетное поименование: «сибирский Карамзин». Он, наверное, его заслуживал. Как многие до сих пор слабо подвергаемые критике «конструкции русской истории» созданы Карамзиным (например, «Русь, спасшая Европу от монголов» или ужасный царь Ivan the Terrible), так и ключевые конструкции сибирской истории (например, героизация криминального авторитета Ермака) идут от Словцова. Словцову принадлежит первое достаточно цельное анархическое высказывание про Сибирь: «Сибирь, как страна, заключала в себе золотое дно, но, как часть государства, представляла ничтожную и безгласную область». Многое из того, что было написано про Сибирь после, так и не пошло дальше смыслового горизонта этой фразы. До русского анархизма, до Бакунина и Кропоткина в этой фразе указано на то, что быть «частью государства» это ужасно само по себе. И Сибирь проверила это на своей шкуре. Большинство культовых «свободомыслящих» XIX века, декабристы, например, ценность государства особому сомнению не подвергали. А вот Словцов подверг. Оттолкнувшись не от абстрактных идей, а от сибирского опыта. Именитые отцы-основатели анархической утопии Бакунин и Кропоткин, пребывая в сибирских краях, практически не проявили интереса к потенциалу сибирской анархии. Уж не знаю почему. В перестройку в Сибири было довольно много анархистов. Всегда советовал им переконструировать анархизм из явления «русской политической мысли» в порождение «сибирской политической мысли» и делать на этом собственную крутизну. «Перестроечные» как-то не прислушивались к этому совету. Ну, может быть, нынешнее поколение сибирских анархов прислушается. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |