В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
Случившаяся громкая ссора между президентом США Дональдом Трампом и миллиардером Илоном Маском была предсказуема и даже запрограммирована с самого начала.
Россия в мире конкуренции: почему оценки ниже плинтуса?
Автор: Андрей Заостровцев, профессор Высшей школы экономики, Rosbalt.ru
29.09.2014 10:02
В России многие слышали о Всемирном экономическом форуме, который проходит ежегодно в швейцарском Давосе. Однако многие россияне полагают, что ВЭФ – это такое разовое мероприятие в виде глобальной говорильни, которая продолжается около недели. С одной стороны, это так — собирающиеся там VIPы презентуют доклады, обсуждают проблемы, выпивают и закусывают. Однако есть и другая сторона, о которой осведомлено гораздо меньше людей: ВЭФ – это еще и постоянно действующая экспертная (можно даже сказать, исследовательская) организация, которая, наряду с прочими работами, периодически составляет рейтинг глобальной конкурентоспособности стран. Вот к нему и обратимся.
Как оценивают конкурентоспособность?
Надо сразу сказать, что это – не простое занятие. Есть комплексная методика, разработанная с участием известных в мире экономистов. Все начинается с того, что выделяются 12 "опор конкурентоспособности". Если не следовать формальному переводу английского термина pillars, то можно назвать их областями, от положения дел в которых зависит способность страны конкурировать на мировом рынке.
Эти 12 "опор" делятся на три группы. Первая из них — "базовые требования", вторая — "расширители эффективности" (то есть все, что способствует повышению эффективности), третья — факторы инноваций и то, что в английском языке описывается словом sophistication ("софистикация" — это что-то вроде усложнения в процессе развития). Под бизнес-софистикацией подразумевается как качество бизнес-сетей (например, кластеров связанных производственными процессами компаний), так и качество операций и стратегий отдельных фирм.
Все страны поделены на группы. Если решающая роль в развитии страны принадлежит "опорам", входящим в первую группу, то она относится к группе стран, "движимых факторами". Под факторами здесь имеются в виду низкоквалифицированный труд и природные ресурсы. Для развития этих стран главное значение имеют общественные и частные институты, инфраструктура, стабильная макроэкономическая среда и здоровая рабочая сила, имеющая, как минимум, базовое образование.
Во второй группе к "опорам" отнесены высшее образование и обучение, эффективность товарного рынка и рынка труда, развитие финансового рынка, технологическая готовность (способность внедрять имеющиеся технологии в целях повышения производительности) и размер рынка. Входящие в эту группу страны охарактеризованы как "движимые эффективностью".
Относящиеся к третьей группе страны "движимы инновациями".
Есть еще и две промежуточные группы, в которые также попадают отдельные страны. Например, Россия помещена между второй и третьей группами. Это довольно лестно, но надо учесть, что кроме вышеназванных есть и еще один критерий отнесения к той или иной группе: это ВВП на душу населения. В первую группу попадают страны со среднедушевым ВВП менее $2000 в год. В группе, переходной от первой ко второй, он должен быть от $2000 до $2999. Вторая группа предполагает широкий диапазон: от $3000 до $8999. Переходная от второй к третьей — от $9000 до $17000 включительно. И, наконец, в третьей группе этот показатель должен быть больше $17000 на душу.
При этом делается одно значимое для нас примечание: в странах с высокой зависимостью от минеральных ресурсов среднедушевой ВВП – единственный (!) критерий для отнесения к той или иной группе. Именно таким образом в одной группе с Россией оказываются Казахстан и Оман, а в самую высшую лигу попадают Объединенные Арабские Эмираты.
Еще один очень важный момент — на базе каких источников оценивается конкурентоспособность? В первую очередь, используется международная статистика (ООН, МВФ). В тех случаях, когда нужна не охватываемая статистикой информация, ВЭФ пользуется регулярно проводимым им опросом ведущих руководителей бизнеса (в среднем по 100 человек на страну) с помощью институтов-партнеров.
Дегенеративно-институциональная среда России
В докладе о глобальной конкурентоспособности, который рассматривает положение дел в 2010-м и в первой половине 2011 года, Россия заняла 67 место из 144 стран. Тут она уступает всем партнерам по БРИКС (Китай – 29 место, Бразилия – 48, Южная Африка – 52 и Индия – 59). Из стран бывшего СССР впереди нас Эстония (34), Литва (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), Латвия (55). Что же держит Россию позади всех этих стран?
Хуже всего дело обстоит с третьей из "опор" (108 место), тогда как по первой и второй страна занимает 53 и 54 места, соответственно. Однако, как часто говорят, дьявол прячется в деталях, и это как раз наш случай.
Обратимся к составляющим первой "опоры". Не дает нам скатиться вниз такой фактор, как макроэкономическая среда. Здесь у нас – 22 место. Очевидно, что это – далеко не только наша заслуга. Конечно, можно было напортачить и влезть в устойчивый бюджетный дефицит, например. Однако рост нефтегазовых доходов был таким значительным, что при всем нашем государственном расточительстве – не понадобилось. Дальше с этим будет далеко не все так просто, но пока не станем строить прогнозы.
А вот что в России хуже всего, так это институты. Здесь у нас 133 место. В десятку худших едва-едва не попали – 11 место с конца списка. В институциональном плане у нас плохо практически все.
Права собственности, о которых я уже писал, оцениваются так же, как и институты в целом, – 133 место. На том же месте такая характеристика, как "надежность услуг полиции". Хуже всего обстоит дело с защитой прав миноритарных акционеров — 140 место.
По другим параметрам институциональной среды наше состояние выглядит ненамного лучше. Незаконные платежи и взятки – 120 место, независимость юстиции – 122, бремя государственного регулирования – 130, прозрачность государственной политики – 134, фаворитизм в решениях правительственных чиновников – 137, расточительность государственных расходов — 103 место.
Перейдем к показателям из шестой "опоры" (эффективность товарного рынка). И здесь многие российские провалы либо напрямую связаны с институтами, либо являются следствием их плачевного состояния. Степень рыночного доминирования – 107 место, интенсивность местной конкуренции – 124, эффективность антимонопольной политики – 124, преобладание торговых барьеров – 132, качество таможенных услуг – 137. Наверное, вступление в ВТО за последние 1,5 года хоть как-то повлияло на снижение торговых барьеров, но вряд ли сказалось на качестве таможенных услуг.
Очевидно, что конкуренция может развиваться только в правовой среде, а не в такой, где власть и рынок составляют некий симбиоз, благодаря которому бизнес получает государственную протекцию в обмен на различного рода вложения в тех людей, которые эту протекцию ("крышу") предоставляют.
Посмотрим на седьмую "опору" (эффективность рынка труда). Бросается в глаза наш провал с профессиональным менеджментом: 110 место. То, что он у нас не профессиональный, а блатной (во всех смыслах) – сомнений мало. Родственники и друзья представителей высших сословий, играющие роли "менеджеров" за нехилые выплаты, доверия действительно как-то не вызывают. Хорошо, если им хватает ума ни во что не вмешиваться. Тогда весь этот менеджерский спецконтингент можно рассматривать лишь как дополнительную налоговую нагрузку.
Институт блата дополняется институтом хищнического менеджмента. В банковской сфере он особо заметен. Поэтому неудивительно, что в рамках восьмой "опоры" конкурентоспособности, именуемой "развитие финансового рынка", по показателю устойчивости банковской системы Россия, несмотря на переваливающие за $500 млрд резервы Центробанка, расположилась на 132 месте. Ведь дело не в конкретных махинаторах, а в том, что, скорее всего, модели их поведения не могут не быть типовыми для всей банковской системы. А это значит, что данная система также поражена общим злокачественным институциональным недугом.
Корень проблемы
"Дегенеративно-институциональная среда" — не какая-то патология для России, а ее норма. В этом главная беда. Коррупция и расточительство вкупе с государственным произволом и заменой свободной конкуренции на искусственно созданные монополии – это не то, что лечится мудрыми советами. Тем более, что все рецепты элементарны и хорошо известны. Однако их выполнение означало бы превращение России в правовое государство, а это перевернуло бы все ее общественное устройство.
В России не было буржуазной революции. Попытки – были. Однако обе закончились торжеством реакции в форме этатизма.
Первый раз этатизм взял вверх после переворота 1917-го, приняв внешнее обличие так называемого "рабоче-крестьянского государства". Тотальное государство российской бюрократии, устремленное на мировое господство, рухнуло в 1991-м, создав временную иллюзию буржуазной трансформации общественного строя. В XXI веке Россия восстановила этатизм в виде государственно-бюрократического капитализма, который, в отличие от своего предшественника, не регулирует толщину подошвы на босоножках и не составляет планы посевной, но зато обеспечивает повсеместное силовое проникновение властвующих групп в любую хозяйственную деятельность, наделяя их неафишируемым правом на статусные блага.
С учетом этих обстоятельств, разговор о перспективах глобальной конкурентоспособности России не имеет большого смысла. Если говорящий держится в рамках принятого дискурса, то он произносит банальности, остающиеся пустыми пожеланиями всего хорошего. Если говорящий выходит далеко за установленные рамки, то он становится революционером, ибо призывает к коренному изменению природы российской власти.
Депутат Ярослав Нилов предлагает сделать школьное образование для детей трудовых мигрантов платным. Аргументация проста: более 80% таких детей, по его данным, не справляются с вступительными тестами, их обучение ложится бременем на российских налогоплательщиков. А значит, семьи иностранных граждан либо должны платить за школу, либо, если не могут или если дети по-прежнему не проходят проверки, им придется вернуться на родину.
С 1 марта новые машины для таксопарков должны быть собраны на территории России. На 85-90% это будут «Жигули» (еще немного — китайские, вроде «Москвича»).
Инициативы, направленные на поддержку семьи и повышение рождаемости, часто становятся резонансными. На днях депутатка Яна Лантратова предложила, казалось бы, простую и гуманную меру: сделать поездки на такси бесплатными для беременных женщин по всей России.
Случившаяся громкая ссора между президентом США Дональдом Трампом и миллиардером Илоном Маском была предсказуема и даже запрограммирована с самого начала.
На первом Глобальном цифровом форуме «Ростелеком» при поддержке Минцифры России провел сессию, посвященную развитию государственных цифровых сервисов. В мероприятии приняли участие представители министерств цифрового развития и связи из различных стран, которые обсудили опыт внедрения электронных госуслуг и перспективы их развития.
Цена на шаурму выросла на 40% за год. Причины — логистика, зарплаты и электричество. Об этом рассказала директор по закупкам сети шаурмичных Елена Ивакова в интервью 360.ru.
Всего в «Зелёном марафоне», который прошел в Иркутске на острове Юность, участвовали почти две тысячи спортсменов и болельщиков. В программу вошли забеги на 50, 100 и 200 метров (для детей разного возраста), 4,2 километра (взрослые участники) и северная ходьба. Об этом сообщает пресс-служба Сбера.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности, изложенной здесь.