Поможет ли российскому туризму новый налог… на туризм? |
Автор: Николай Яременко, доцент Финансового университета при правительстве РФ |
09.07.2025 09:00 |
Предложение председателя комитета по туризму Сангаджи Тарбаева о введении фиксированной доплаты в 200 — 300 рублей с каждой турпутевки на развитие туристической инфраструктуры — это, к сожалению, идея, которая выглядит как попытка решить системные проблемы методом «латания дыр» за счет конечного потребителя. И, как мы искренне надеемся, она не будет принята. - Почему это неверная стратегия? Во-первых, она приведет к усугублению ценового дисбаланса и снижению конкурентоспособности. Основная и наиболее болезненная проблема российского туризма уже много лет — парадоксальное сочетание высоких цен и низкого качества услуг по сравнению с зарубежными аналогами. Сегодня стоимость отдыха на популярных российских курортах нередко превосходит аналогичные предложения в Турции, Египте или даже некоторых европейских странах, при этом отставая по уровню сервиса, развитости инфраструктуры и разнообразию предложений. Добавление 200 — 300 рублей, пусть и кажущееся на первый взгляд незначительным, лишь усугубит эту проблему. Для среднестатистического туриста, особенно для семьи, это не просто «копейки», а еще один повод задуматься: «А стоит ли это того?» И это напрямую бьет по конкурентоспособности внутреннего туризма, делая его еще менее привлекательным. Во-вторых, финансовое бремя переносится на потребителя вместо принятия системных решений. Ведь что такое предлагаемый сбор? Это фактически дополнительный налог на тех, кто уже выбрал или планирует выбрать российский продукт. Вместо того чтобы создавать более благоприятные условия для инвестиций в инфраструктуру, стимулировать снижение издержек для бизнеса, бороться с монополией и повышать качество услуг (чтобы потребитель хотел платить больше за лучшее), предлагается просто взять деньги «сверху». Это создает ощущение, что проблемы решаются за счет лояльности граждан, а не за счет эффективного менеджмента и стратегического планирования. В-третьих, вопросы эффективности и прозрачности использования средств. Заявленные 7 миллиардов рублей в год звучат внушительно, но их потенциальное влияние на глобальные проблемы инфраструктуры вызывает сомнения. Более того, ключевой вопрос: как будут распределяться и контролироваться эти средства? В истории российского государственного финансирования проектов развития, к сожалению, нередки случаи неэффективного расходования, затягивания сроков и даже коррупции. Без четкого механизма контроля, публичной отчетности и гарантированной прозрачности велика вероятность, что эти миллиарды растворятся, не принеся ощутимой пользы, а потребитель так и не увидит улучшения качества, за которое платил. Наконец, очевидно отсутствие стимулов для роста качества. Дополнительный сбор не создает никаких стимулов для повышения качества услуг самими участниками рынка — отелями, перевозчиками, туроператорами. Они просто переложат его на плечи клиента. Истинное развитие туризма происходит тогда, когда бизнес мотивирован инвестировать, улучшать сервис и создавать уникальные предложения, потому что это напрямую влияет на его прибыль и привлекательность для клиентов. Что нужно делать вместо этого? А вместо очередного налога необходимо сосредоточиться на снижении издержек для бизнеса (развитие транспортной доступности, снижение стоимости топлива для внутренних рейсов, упрощение бюрократических процедур), привлечении частных инвестиций (создание благоприятного инвестиционного климата, налоговые льготы для отельеров и девелоперов, государственно-частное партнерство), повышении качества услуг и сервиса (обучение персонала, внедрение международных стандартов, развитие конкуренции), целевом государственном финансировании (выделение средств из бюджета на конкретные, стратегически важные инфраструктурные проекты с жестким контролем за их исполнением, а не создание «фондов» за счет туристов). Идея фиксированной доплаты — это путь в никуда, который лишь оттолкнет потенциальных туристов и усугубит существующие проблемы. Развитие туризма должно идти по пути повышения привлекательности, качества и доступности, а не по пути дополнительных сборов с уже и так недовольного потребителя. Участники рынка, впрочем, считают, что у закона нет шансов быть принятым. Налог на поездки за рубеж может серьезно усложнить жизнь бизнесу. Выездной туризм и так в очень непростой ситуации. Это один из самых зарегулированных сегментов отрасли, потому что туроператоры по выездному туризму платят взносы в «Турпомощь», страховки, гарантии, комиссии, налоги, сертификации, утверждают эксперты. Николай Яременко, главред МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Тэги: |