Что нам и миру проповедует Александр Дугин? |
Автор: Дмитрий Травин, экономист, публицист |
02.05.2024 08:51 |
Александр Дугин дал интервью Такеру Карлсону — и за 20 минут продемонстрировал все проблемы философии, ставящей во главу угла выведенные «из головы» общие схоластические конструкции вместо анализа реальной человеческой жизни.
Дугин постарался представить реформацию как борьбу индивидуализма против коллективизма и даже идентифицировал коллективизм с католической церковью. На самом деле все было в истории не так. Реформация, декларировавшая индивидуализм в общении с Господом, представляла собой лишь трансформацию коллективизма. Единая католическая община, которая в идеале должна была объединять всех христиан, трансформировалась в систему конкурирующих протестантских общин. Именно общин! Именно коллективов! И религиозные войны, длившиеся почти полтора столетия, были борьбой разнообразных соперничающих групп. Никакая совокупность индивидов не продержалась бы в этой борьбе и полутора дней против церкви, империи и армии. Окажись Дугин в кальвинистской Женеве, он очень удивился бы существовавшему там «индивидуализму» — и не позже, чем через полтора дня, оказался бы на костре, поскольку его философия не вписалась бы в учение Кальвина. Индивидуалистом на самом деле был Микеланджело, а не Кальвин, поскольку он создал на сводах Сикстинской капеллы то, что сумела раскрыть именно его индивидуальность. Индивидуализм не выражается в разрыве человека с общностью. Индивидуализму способствует возможность выбора между общностями, и здесь действительно есть заслуга реформации. Индивидуализм — это не жизнь вне семьи, а возможность лично (без давления какой-нибудь Кабанихи) построить такую семью, которая не уничтожит твою индивидуальность, а, наоборот, поможет ее развитию. Точно так же обстоит дело с церковью, государством, нацией, трудовым и соседским коллективом. Ты выбираешь такую общность, в которой расцветаешь, найдя близких по духу людей, а не гибнешь под давлением стоящего во главе общности непреклонного автократа. Учение, которое ценит индивидуальность как важнейшую человеческую ценность, способствующую интеллектуальным прорывам, называется либерализм. Учение, которое ценит общность как важнейшую человеческую ценность, помогающую нам выжить, называется консерватизм. Учение, которое ценит единственную утвержденную вышестоящим начальством общность и не приемлет альтернативы, называется охранительство. Угадайте с трех раз, какое учение проповедует Дугин. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |