МЫ, ИРКУТЯНЕ
Сергей ШМИДТ, Langobard
2023-10-23-01-02-54
В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
Николай Яременко, главный редактор Rosbalt.ru, доцент Финансового университета при правительстве РФ
2025-07-29-10-00-25
Американский Vogue — эталон стиля и законодатель мод — оказался в центре тихого, но очень знакового скандала. Причиной стал рекламный макет в августовском номере журнала, на котором красовалась модель, сгенерированная нейросетью.

Бензиновые лихорадки: технологические причины

Автор: Григорий Гриценко, polit.ru   
07.11.2014 11:40

Возникающие время от времени на российском топливном рынке «бензиновые кризисы» только на первый взгляд вызваны техническими или организационными трудностями – авариями или ремонтом на нефтеперерабатывающих заводах, сезонными колебаниями спроса или нежеланием крупных производителей топлива продавать его независимым сетям бензоколонок. Как представляется, основной причиной этих микрокризисов является все-таки гораздо более серьезная вещь – нарастающее неравновесие между спросом на топливо и его предложением – и в первую очередь, на бензин.

Начнем с того, что на российском рынке бензинов присутствует, как минимум, четыре группы потребителей, спрос которых постоянно нарастал и нарастает. Первая группа – это владельцы легковых автотранспортных средств. Вторая группа – это гражданская авиация, а именно – самолеты и вертолеты, использующие поршневые двигатели. Третья группа – это предприятия нефтехимической промышленности, для которых бензин – ценнейшее сырье. И, в-четвертых, это внешние потребители, то есть потребители бензина, находящиеся в других странах.

Поскольку спрос на внутреннем рынке постоянно растет, а предложение, к сожалению, запаздывает, то в отношении последней группы потребителей российским правительством в свое время были приняты достаточно жесткие меры, чтобы отсечь ее от внутреннего рынка. Для этого в 2011 году была установлена фактически запретительная пошлина на экспорт бензина, которая свела его до минимума. Однако нашему бензиновому рынку это помогло не очень сильно.

Начнем с того, что потребителей бензинов – в первую очередь, автомобильных, - в России становится все больше и больше. Так, если в 2000 году общий парк легковых автомобилей (во владении физических и юридических лиц) составлял 20 млн. шт., то в 2013 году он уже равнялся 41 млн. штук, то есть вырос два раза. Соответственно, на душу населения в 2000 году приходилось 130,5 автомашин, а в 2013 году – уже 273 машины.

При этом количество потребителей другого топлива, которое могло бы быть альтернативой бензину – дизельного – росло, к сожалению, не так интенсивно. Парк грузовых автомобилей (включая пикапы и фургоны) вырос за тот же период только на 37%: с 4,4 млн. шт. до 6 млн. шт. А вот парк автобусов, которые как раз и могут заместить легковые авто, и снять избыток спроса на бензин, даже уменьшился – со 109 тыс. шт. до 70 тыс. шт.

Таким образом, возможность замещения спроса на бензин спросом на дизельное топливо в России пока не реализуется, хотя в европейских странах, кроме автобусов и грузовиков, на дизельном топливе работают и легковые автомобили, что несколько смягчает ситуацию на топливном рынке.

Вторая группа потребителей бензина (авиационного), находится сейчас в достаточно тяжелом состоянии, и поэтому сильной конкуренции автовладельцам не составляет. Однако в ближайшем будущем она может значительно нарастить обороты благодаря расширению местных линий и увеличению частоты полетов работающих на них поршневых самолетов и вертолетов. И тогда конкуренция за бензин станет еще сильнее.

И, наконец, третья группа внутренних потребителей – это предприятия нефтехимической промышленности, для которых бензин (только не автомобильный, а прямогонный) является сырьем, из которого производится масса полезных веществ и, в первую очередь, пластмассы. Тем не менее, нефтехимики тоже являются конкурентами автомобилистов, так как прямогонный бензин является основным компонентом автомобильного бензина. И чем больше прямогонного бензина отправится «на химию», тем меньше будет произведено автомобильного бензина.

Таким образом, эти три группы потребителей сильно (если не сказать, ожесточенно) конкурируют друг с другом за достаточно ограниченные ресурсы.

Однако постоянно возникающий дефицит бензина – явление, связанное не только с избытком спроса, но и с недостатком предложения. Корни этого дефицита находятся, если так можно выразиться, в самой глубине нефтепереработки. Дело в том, что сырая нефть состоит из разных фракций, которые выделяются из нее в ходе первичной обработки (ректификации) на НПЗ. И бензиновая фракция, которая нас больше всего интересует, после ректификации нефти составляет, в лучшем случае, 20% исходного сырья. Этого выхода продукта, разумеется, совершенно недостаточно для удовлетворения потребностей рынка, поэтому в переработку для получения бензина поступают т.н. нефтяные остатки, вроде газойля или мазута, удельный вес которых составляет 55% от исходного сырья. В результате достаточно сложных и дорогих процессов удается поднять долю бензина в общем товарном выпуске НПЗ до 50%.

Этого объема производства могло бы хватить для покрытия потребностей рынка. Однако надо отметить, что такая большая доля выхода бензинов имеет в место где угодно, но только не в странах СНГ (в том числе и в России), где НПЗ до сих пор работают по старой советской схеме, по которой больше половины выхода представляли собой тяжелые нефтяные остатки. Правда, сейчас эти НПЗ проводят масштабную реконструкцию с целью увеличения выхода бензинов и повышения их качества, но пока структура выпуска нефтепродуктов остается прежней.

Структура выпуска нефтепродуктов на российских НПЗ

Продукты выхода, в %% от сырой нефти, поступившей на переработку на НПЗ

2013 год

2010 год

Пропан и бутан сжиженные

5%

4%

Бензин прямогонный

5%

5%

Бензин автомобильный

14%

14%

Керосин авиационный

4%

4%

Дизельное топливо

26%

28%

Мазут топочный

28%

28%

Масла нефтяные смазочные

1%

1%

Нефтяной кокс

1%

1%

прочие

16%

14%

итого

100%

100%

Как хорошо видно из этой таблицы, структура выпуска на НПЗ несколько последних лет не меняется, и остается такой же архаичной, как и 10-15-20 лет тому назад. Можно надеяться, что после проведения реконструкции структура выпуска изменится в лучшую сторону. Но пока она не закончена, предложение бензина растет гораздо меньшими темпами, чем автомобильный парк, так как при существующих технологиях выпуск бензина можно увеличить только за счет увеличения добычи и поставок нефти. А здесь наши возможности далеко не беспредельны.

Таким образом, из-за технологической стагнации, дело упирается в увеличение поставок сырой нефти на НПЗ. Поскольку за аналогичный период, с 2000 года по 2013 год, они выросли на 60%, то выпуск автобензина смог возрасти только на 44% - с 27 млн. тонн до 39 млн. тонн, а с учетом производства газового бензина (6 млн.т. в год) – до 45 млн.т. Но парк автомобилей, повторяясь, вырос в два раза. Соответственно, если в 2000 году на каждую автомашину приходилось 135 кг (175 литров) топлива, то в 2013 году – только 110 кг (143 литра). В этом уменьшении обеспеченности автомобильным топливом и кроется разгадка периодически возникающих бензиновых кризисов.

Поэтому, пока не завершится реконструкция НПЗ, рассчитывать на прекращение кризисов в снабжении бензинов не приходится. Единственной возможностью их избежать является снижение общего километража поездок всех автовладельцев. Но ведь люди покупали себе машины не для того, чтобы они большую часть времени стояли в гаражах.

Polit.ru

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
2025-07-02-22-34-20
Депутат Госдумы Виталий Валентинович Милонов снова порадовал нас своим уникальным взглядом на мир, в котором, кажется, нет места для скуки или банальности.
2025-06-30-01-22-32
Чтобы защититься от дипфейков, депутаты хотят заставить маркировать весь созданный человеком контент.
-vs-
Сегодня много приходится читать о том, что Россия после решения карабахского вопроса умудрилась испортить отношения и с Арменией, и с Азербайджаном. А ведь до этого была еще Грузия, что теперь все вместе создает картину утраты былого влияния во всем Закавказье, где проявляют активность новые игроки — Евросоюз, Китай, Турция, Иран.
2025-07-09-22-16-36
Судя по официальным данным, порядка 100 тыс. авиапассажиров запомнят минувшие выходные надолго...
2025-06-30-23-35-37
Сегодняшние проблемы в отношениях россиян во многом сформированы масштабными катастрофами прошлого.

Тэги:
 

Новости digital-технологий

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2025-07-29-10-07-49
Некоторые кошки могут прекрасно ладить с собаками — не боятся их и даже дружат. Для этого у кота должен быть не только мягкий характер, но и внутренний стержень: животное должно уметь не только находить общий язык с другими четвероногими, но и защищать себя. Рейтинг таких питомцев составили эксперты «Правды.Ру».
2025-07-29-10-04-59
Дело идет к тому, что США откажутся от санкций против покупателей российской нефти если те будут помогать Украине.
2025-07-29-10-00-25
Американский Vogue — эталон стиля и законодатель мод — оказался в центре тихого, но очень знакового скандала. Причиной стал рекламный макет в августовском номере журнала, на котором красовалась модель, сгенерированная нейросетью.

Сбер совместно с фондом «Защитники Отечества» запускает онлайн-программы переквалификации: «Менеджер проектов», «Аналитик данных», «Предприниматель на маркетплейсах» и другие. Формирование учебных групп осуществляется при поддержке фонда «Защитники Отечества», сообщает пресс-служба банка.

ВТБ заменил зарубежную систему управления знаниями на российское решение и обеспечил 53 тыс. сотрудников бесперебойным использованием сервиса для обслуживания более 26 млн активных розничных клиентов. Банк полностью перешел на российское решение, сохранил эргономичный интерфейс и улучшил функционал для пользователей.

ВТБ начал отбор на программу амбассадоров бренда работодателя для студентов из московских и региональных вузов. На программу отберут 30 талантливых и инициативных молодых людей, которые пройдут многоступенчатый отбор.
-vs-
С начала цикла смягчения денежно-кредитной политики ставки по депозитам планомерно начали опускаться. Это поспособствовало росту активности розничных инвесторов. В первом полугодии в ВТБ совокупный приток средств в облигационные фонды и стратегии доверительного управления, включая валютные, превысил 13,6 млрд рублей (ПИФы — 5,5 млрд, ДУ — 8,1 млрд рублей). Это в 3 раза больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

Участники программы долгосрочных сбережений (ПДС), оформившие договоры в СберНПФ, впервые увидели 28 июля информацию о размере государственного софинансирования (господдержки), положенного им за взносы в программу за 2024 год. Об этом сообщает пресс-служба Сбера.