«А вы, друзья, как ни садитесь…» |
Автор: Беседовала Анна Семенец, rosbalt.ru |
17.05.2018 09:28 |
Причина разделения Минобрнауки — не забота о благе науки и образования, а результат конфликта лоббирующих группировок, полагает академик Александр Асмолов.
Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти». В частности, в нем говориться о том, что министерство образования и науки разделят на два: одно будет заниматься дошкольным, школьным и средним специальным образованием, другое — высшей школой и наукой. Член президиума РАО, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов рассказал «Росбалту», чего ждать от такого решения. — Александр Григорьевич, к каким последствиям, по-вашему, приведет разделение Минобра? Вузы и науку теперь выделили в отдельное ведомство. Значит ли это, что у нас, как на Западе, высшая школа станет центром научных разработок? — Все происходящие управленческие метаморфозы, с моей точки зрения, отвечают замечательной формуле, выведенной еще Иваном Андреевичем Крыловым: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Мы вернулись к тем управленческим структурам, которые, по большому счету, как отдельные, сепаратные, существовали во времена Советского Союза. Тогда было Министерство высшего и среднего специального образования, было Министерство просвещения, Гособразование СССР, был Госкомитет по науке и технике. Мы все эти этапы проходили: сливались, разливались. Но практика показала, что в результате таких переливов не всегда выходит хорошее вино. Сейчас мы получили четыре новых управленческих структуры, подчиненных правительству Российской Федерации. Минпрос — министерство просвещения, как это было в СССР. За ним остаются школы, детсады, среднее профессиональное образование. При этом новое ведомство будет оторвано от того, что как никогда необходимо для содержания школьного и дошкольного образования - от науки, от высшей школы. В итоге, мы можем получить министерство очень среднего образования. Министерство науки и высшей школы в свое время тоже существовало. Хочу заметить, что ключевая наука уже давно находится в лучших вузах России, в исследовательских университетах, а также в Российской академии наук. Недавно мы создали Федеральное агентство научных организаций, которому хотели подчинить Российскую академию наук. Теперь по отношению к ФАНО исполнили партию: «Мама, роди меня обратно» (Указом президента ФАНО упразднили, а его функции передали новому министерству науки и высшего образования — «Росбалт»). Наконец, отдельным ведомством стал Рособрнадзор. Он теперь прямо подчинен правительству. А его ключевая функция — контроль и за просвещением, и за вузами. И последнее: появилось Агентство по делам молодежи. В результате всех этих перестановок у нас не меньше года уйдет на управленческую чехарду и игру в «Царя горы». Мы уже потеряли с министерством образования и науки, по определенным причинам, целый год, на который Минобр превратился в министерство стагнации и регресса. Что нас ждет дальше — мы увидим.
— И все-таки, почему вы считаете, что разделение большого ведомства, отвечавшего за все понемногу, на несколько автономных, которые будут заниматься каждое своим делом, сделает только хуже? Рособрнадзор, например, должен был контролировать происходящее в образовании, но подчинялся Минобрнауки. Теперь он будет напрямую отчитываться правительству. Плохо ли? — Он то подчинялся, то не подчинялся. Мы все это проходили. Я считаю, что ключевыми должны быть изменения стратегии развития образования и науки, а не появление новых органов власти. Простите, может, это странно прозвучит, но в эволюции в целом, и в эволюции управления, в частности, есть великий закон: задача рождает орган. Мы же придумываем органы, а потом ломаем голову над тем, какие они будут решать задачи. Эта стратегия — дорога в никуда. — Как вам кажется, зачем это разделение вообще было нужно? Ради чего затевалось? — Вместо обсуждения реальной политики образования, науки, высшей школы, мы имеем конфликт между разными лоббирующими элитными группами. Перед нами разделение, за которым стоит формула: друзья и знакомые Кролика. Помните, в Винни Пухе? Перед нами разделение по персонам. — То есть, решение сделать вместо одного ведомства — четыре, позволит рассадить по высоким кабинетам как можно больше «друзей кролика», вы это имеете в виду? — Вы абсолютно точно сказали — это решение по рассадке овощей в правительственном огороде. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |