В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
Депутат Госдумы Виталий Валентинович Милонов снова порадовал нас своим уникальным взглядом на мир, в котором, кажется, нет места для скуки или банальности.
Автоэксперт: "Мы с вами остались без секонд-хенда"
Автор: Татьяна Хрулева, rosbalt.ru
06.01.2017 18:58
О том, что ждет российский авторынок в 2017 году, в интервью «Росбалту» рассказал главный редактор AMSRUS Сергей Асланян.
— С 1 января 2017 года на каждый ввозимый в Россию автомобиль должна быть установлена система ЭРА-ГЛОНАСС (российская государственная система экстренного реагирования при авариях). Чем это нововведение обернется для автомобилистов?
— Его главная суть состоит в том, что мы с вами остались без секонд-хенда. Если кто-то хочет купить за рубежом иномарку, например, Bentley, Ralls-Royce, Ferrari или «Запорожец», то теперь он лишен права это сделать. Это такой имущественный запрет. Хочешь — а нельзя, отныне и во веки веков.
Поскольку требование касается всех транспортных средств без разбора, то под него подпадают даже те автомобили, на которых никто всерьез не собирается ездить. То есть раритетные музейные и коллекционные машины.
— Для них разве не предусмотрено никакой поправки в законе?
— Закон у нас безапелляционен как рельс, которым ударили по голове. Это далеко не первый случай. Например, несколько лет назад один коллекционер хотел ввезти в Россию автомобиль 1939 года выпуска. Сами понимаете, совсем не для того, чтобы ездить на нем на работу. На таможне машину не пропустили, так как она не соответствовала экологическому стандарту Евро-4. Пришлось везти ее в Финляндию, где поставили необходимый катализатор, сертифицировали все документы и только после этого она смогла пересечь границу Российской Федерации.
— Но все-таки в нашей стране совсем немногие могут себе позволить Ferrari или раритетный автомобиль. Главными пострадавшими же будут те, кто покупает машины попроще…
— Разумеется. Если вы, к примеру, захотите ввезти десятилетний Volkswagen, то надо будет взять три экземпляра, поставить на них систему ЭРА-ГЛОНАСС, на двух машинах провести краш-тесты и получить сертификат. В этом случае третий экземпляр дадут растаможить и вы сможете на нем ездить.
— Поскольку этого, естественно, никто делать не будет, то, по сути, ввоз автомобилей частными лицами ушел в прошлое…
— Абсолютно верно. Граница на замке, а ваши проблемы никого не волнуют.
— А как установка ЭРА-ГЛОНАСС отразится на рынке новых автомобилей?
— Любая новая машина теперь может быть только с ЭРА-ГЛОНАСС. В результате очень многие премиальные автомобили будут нам не по зубам. Представители Bentley уже заявили, что у них в России не такие высокие прибыли, чтобы тратить несколько миллиардов на сертификацию и краш-тесты. Продажа пяти автомобилей никак не возместит эти затраты.
В итоге те модели, которые продавались в России в небольших количествах, наш рынок покинут.
Компании, у которых в России массовые продажи, потихоньку борются. Например, на установку ЭРА-ГЛОНАСС согласились Volkswagen, Hyundai, Mercedes и некоторые другие производители. Они понимают, что других вариантов нет. Если ты пришел в страну всерьез и надолго, то надо играть по ее правилам. А с тем, что они дурацкие, ничего не поделать.
Поэтому компании идут на сертификацию и тратят огромные деньги. А здесь, кстати, монополия. Получить сертификат можно только в двух центрах по всей стране. Стоит он чудовищных денег, а сумма просто взята с потолка.
— Эти расходы, по идее, должны отразиться на конечной цене автомобилей. Стоит готовиться к существенному ее росту?
— Сам по себе электронный модуль стоит копейки. А вот сертификат обойдется где-то в 200-300 млн рублей. Перед каждым производителем стоит дилемма — то ли перекладывать эту сумму на клиента, то ли нет. Если норма прибыли высокая, то покупатель большой разницы не заметит. А там, где более низкая, придется увеличивать цену автомобиля, иначе продавец вылетит в трубу.
Так что, скорее всего, дешевые машины подорожают, дорогие — нет.
Нужно еще учесть, что каждая модель сертифицируется индивидуально. А ведь у всех своя рыночная судьба и свои тиражи продаж. Поэтому даже в рамках одного и того же бренда будут различные варианты.
— В общем, автомобильный рынок России ждут большие перемены…
— Министр промышленности и торговли Денис Мантуров вообще заявил, что в стране слишком много производителей и игроков, и рынка на всех не хватает. Сейчас у нас где-то 25 иностранных производителей. Так вот рынку, оказывается, столько не нужно. А надо, чтобы было как при социализме — штук пять. С его точки зрения, именно тогда в России возрастет конкуренция и инвестиционная привлекательность. Оставшиеся в живых будут радостно вкладывать деньги, например, в локализацию производства. Почему так должно произойти и как объяснить эту странную логику, знает, скорее всего, только сам Мантуров.
В любом случае это официальное предупреждение со стороны власти. Если она декларирует, что готова прогнать всех иностранцев, которые сюда вложились, и оставить только пятерых, то никакой пощады в отношении ЭРА-ГЛОНАСС не будет.
— А может, есть какие-то обходные пути?
— Единственный вариант — это игра с документом одобрения типа транспортного средства. Если он действует, предположим, до 2019 года, то в этом году установки ЭРА-ГЛОНАСС можно избежать. Но это очень робкие шаги, которые просто дают небольшую отсрочку. Потом-то все равно придется ставить систему.
— Скажите, какой-нибудь практический смысл в ЭРА-ГЛОНАСС вообще есть?
— Это такая государственная игрушка, на которую потрачено огромное количество бюджетных денег. И не предвидится, чтобы они были как-то отбиты. Поэтому нужно ЭРА-ГЛОНАСС поставить на все, что шевелится. Принуждение иностранцев — это первое лежащее на поверхности решение.
— Эта игрушка хотя бы хорошо работает?
— На сегодняшний день погрешность при определении координат в системе ЭРА-ГЛОНАСС составляет около 25 метров. А это может быть очень существенное расстояние в случае беды. Если вы где-нибудь в тайге упали под откос, вас не найдут никогда. И никакая служба экстренной помощи, до которой и так тысячи километров, вам не поможет.
— То есть получается, что производители и потребители будут платить деньги, по сути, за весьма бесполезную вещь…
— В советское время у нас же продавали товары в нагрузку. К примеру, если был нужен «чай со слоном», его можно было купить только вместе с какими-нибудь консервами морской капусты, которые потом сразу выбрасывали. Тут та же ситуация. Мы пришли к социалистическим методам хозяйствования. Если ты сам не покупаешь то, что надо государству, — тогда получи таким вот способом.
— С ЭРА-ГЛОНАСС хороших новостей нет. Но зато в начале декабря в СМИ появилась информация о том, что впервые за два года отечественный авторынок продемонстрировал рост. Чем он объясняется и насколько это оптимистичный признак?
— Сообщения о росте продаж давались со ссылкой на Ассоциацию европейского бизнеса (АЕБ). Но дело в том, что их данные не имеют никакого отношения к продажам. Речь идет об автомобилях, поступивших на склад дилеров от дистрибьюторов. А проданы они будут, например, где-то в мае или июне. Поэтому никакого роста продаж нет. Как минус был, так и остался.
-
— Как вообще автомобильный рынок пережил 2016 год?
— Так же, как и все остальные в нашей стране. У нас, мягко говоря, все печально. Покупательская способность населения все меньше и меньше. Есть, конечно, некоторые всплески по сегментам. Во время кризиса всегда кто-то разоряется, а кто-то богатеет. Так что премиальный сегмент выглядит чуть более устойчиво и даже рисует себе рост. Хотя на самом деле это тоже падение, просто не столь заметное. А массовый сегмент сокращается. Наш рынок покидают отдельные модели и целые фирмы. И это тенденция на ближайшие годы.
У нас ведь государственная политика состоит в том, чтобы поддерживать не конечного потребителя, а банк, который является уже соучастником бизнеса официального дилера.
— В чем это выражается?
— Некоторое время назад была дана команда ни в коем случае не банкротить дилеров. Хотя они все, по сути, банкроты с 2008 года. Но признаваться в этом нельзя, потому что автомобильный сектор — не производственный, а ритейл — призван выполнять функцию ширмы. Как при социализме: заходишь в Елисеевский магазин, а там продукты продают, хотя по всей стране карточная система.
Считается, что торговля иномарками — это показатель устойчивости экономики. Поэтому банкротить этот бизнес нельзя. Хотя продажи сокращаются совершенно фантастически. Так вот государство в этой ситуации считает нужным поддержать правительственными программами конечного продавца, а не покупателя.
Когда подобная ситуация была в Германии, федеральное правительство решило, что деньги надо тратить на поддержку налогоплательщиков. И людям предлагали покупать машины (и не обязательно немецкого производства) с огромной скидкой, часть из которой брал на себя производитель, а часть — правительство. То есть государство пошло на меры, которые позволили потребителю приобретать товар.
Вы можете себе представить подобную ситуацию в России? Конечно, нет. У нас поддерживают не покупателя, а систему. А она неустойчива, потому что не имеет клиента, так как тот разорился.
— А что принесет российскому авторынку 2017 год?
— Удорожание. Дилеры будут поднимать цены на машины где-то раз в квартал. Раньше это делалось один, максимум два раза в год. Так что если сейчас средняя стоимость автомобиля составляет 1,37 млн рублей, то за 2017 год она подрастет где-то до 1,5—1,6 млн рублей.
Также цены вырастут на все, что связано с эксплуатацией автомобиля: на запчасти, аренду, банковские инструменты, страховки и т. д. Произойдет и сокращение модельного ряда.
— В таких условиях покупатель будет переходить на машины более дешевого сегмента?
— Все по-разному. Кто-то не сможет больше покупать Hyundai Solaris, а кто-то не перестанет покупать Mercedes. То, что мы с вами машину приобрести не сможем, а олигарх, у которого их и так пятнадцать штук, купит себе еще пять, государству без разницы. Так или иначе оно свои триллионы в обороте и налог с них иметь будет.
Так что бедные станут беднее, богатые — богаче. Но по-любому общее итоговое количество автомобилей за 2017 год будет меньше, чем в 2016.
«Ростелеком» запустил специальное предложение для малых и средних предприятий (МСП): в течение лета новые клиенты — владельцы бизнеса могут подключить услугу широкополосного доступа в интернет (ШПД) со скидкой 50%.
Цена на шаурму выросла на 40% за год. Причины — логистика, зарплаты и электричество. Об этом рассказала директор по закупкам сети шаурмичных Елена Ивакова в интервью 360.ru.
Интересно наблюдать, как цифровые платформы ломают привычные схемы, а те, кто десятилетиями сидел на старых моделях бизнеса, вдруг осознают, что их роль больше не обязательна.
На первом Глобальном цифровом форуме «Ростелеком» при поддержке Минцифры России провел сессию, посвященную развитию государственных цифровых сервисов. В мероприятии приняли участие представители министерств цифрового развития и связи из различных стран, которые обсудили опыт внедрения электронных госуслуг и перспективы их развития.
Снижение ключевой ставки Банком России создаёт возможности для пересмотра ставок по розничным продуктам. Сбер с 10 июня снизит ставки по ипотеке и кредитам, а с 11 июня по вкладам, сообщает пресс-служба банка.
РУСАЛ, один из крупнейших в мире производителей алюминия, улучшил свой результат в авторитетном международном рейтинге устойчивости поставщиков EcoVadis. Компания получила 67 баллов из 100 возможных (в сравнении с 63 в рейтинге 2024 года).
«Ростелеком» станет техническим партнером XV Международного ралли «Шелковый путь», которое стартует 12 июля с Площади графа Сперанского в Иркутске. Компания обеспечит канал связи для организаторов и участников гонки в Приангарье и в Бурятии.
HR-день «Человек. ИИ», посвящённый применению технологий искусственного интеллекта в управлении человеческими ресурсами, прошел в центральном офисе Байкальского банка в Иркутске, сообщает пресс-служба Сбера.
С участием президента и председателя правления Сбербанка России Германа Грефа на Финансовом конгрессе Банка России состоялась пленарная сессия «Развитие экономики: как выйти на оптимальную траекторию роста», сообщает пресс-служба Сбера.
Депутат Госдумы Виталий Валентинович Милонов снова порадовал нас своим уникальным взглядом на мир, в котором, кажется, нет места для скуки или банальности.
В Петербурге порассуждали о последствиях возможного прекращения или заметного сокращения поставок овощей и фруктов из Азербайджана на фоне событий в Екатеринбурге и политического обострения.
На рынке недвижимости назревают перемены. Инициатива о территориальной привязке семейной ипотеки может повлиять на спрос, особенно в столичных регионах. Какие последствия ждут отрасль, рассказала риелтор Мария Кудреватых.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности, изложенной здесь.