Цветной Серов |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
18.09.2023 09:22 |
В Иркутском художественном музее – Валентин Серов. 47 картин Серова из Русского музея (Петербург) прибыли в Иркутск в конце лета, выставка открылась 8 сентября и продлится два месяца. Можно, конечно, не спешить с посещением – времени вроде бы много – но лучше отложить всё и посетить, чтобы потом не сокрушаться, как быстро время пролетело, а так и не собрались сходить.
Отвечая на предсказуемый вопрос рядовых ценителей живописи, сразу огорчим таковых: персиков не будет! В смысле «Девочка с персиками» в Иркутск не приехала. Ну и «Портрет Мики Морозова», с моей точки зрения, сверхгениальная картина лучше всех в мировой живописи показывающая, как во вроде бы сидящем на стуле позирующем ребенке живет… движение, как дети состоят из движения даже тогда, когда они вроде бы неподвижны, увы, тоже не приехала. У нас всё про взрослых – портрет графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона в Иркутск прибыл, а портрет ли это старшего графа (на белой лошади) или младшего (с собакой) я вам не скажу. Покупайте билет и сами смотрите. Валентин Серов счастливым образом избежал хайпов, вспыхнувших из-за перехода России к «контактной геополитике» в отношениях с Украиной. Сначала Архип Куинджи, а потом Илья Репин и Иван Айвазовский были срочно переделаны в американских музеях в «украинских художников», что, разумеется, вызвало ответное бурление сами понимаете чего в сами понимаете каких кругах, и это тот случай, когда нельзя сказать, что бурление это стало придурью кремлевских пропагандистов. Формально Серов был вне зоны политического риска – просто образцовый русский художник, родился в одной столице империи (Петербург), умер в другой (Москва). Но опасность таки существовала. Серов учился в киевской гимназии, учился в киевской рисовальной школе, в общем, при должном пропагандистском усилии «с той стороны» мог присоединиться к новоукраинской компании Куинджи, Репина и Айвазовского. Пронесло. Миновало. Хотя очень даже не пронесло и не миновало в 2016 году (то есть до нынешнего обострения международно-политической обстановки). В январе 2016 года приуроченная к 150-летию Серова выставка его картин в ЦДХ на Крымском валу (филиал Третьяковки) оказалась настолько популярной, что на нее – на зимнем морозе – выстраивались огромные, как в СССР, очереди. Более того, был эпизод, когда разгоряченная ожиданием на четырнадцатиградусном морозе публика выломала двери. Был установлен абсолютный для русских художников рекорд посещаемости во всей истории русского искусства – выставку посетило почти полмиллиона человек. У людей с поехавшей по политике крышей хватило ума объявить этот ажиотаж очередным преступлением действующей власти, доведшей подконтрольный народ до обожания сущей безвкусицы типа «Девочки с персиками». На память о наших безумных временах я сохранил отклик Сергея Медведева (признан иностранным агентом в РФ, ныне релокант), который выставили на «Радио Свобода» (СМИ-иноагент в РФ): «Вообще ажиотаж вокруг выставки Серова заслуживает анализа. Я был там в ноябре, и уже тогда в воздухе висело нездоровое оживление, большинство пришло явно не за искусством, а за сеансом имперской ностальгии и идентичности, как на выставке «Романовы». И как обычно, ресентимент кончается истерикой, выломанной дверью и разбитым носом». Как говорят дебилы в интернете, вот такие дела, малята! Вы думаете, что вам гений художника Серова нравится, а на самом деле в вас бушует имперский ресентимент. Я, кстати, в ожидании прибытия Серова в Иркутск спрашивал у искусствоведов, есть ли в его картинах нездоровое имперство какое-нибудь и зашифрованные планы захвата Киева за три дня? Искусствоведы покрутили пальцем у виска. И правильно сделали. Двери в музее, конечно, лучше укрепить на всякий случай. И роту автоматчиков выставить. Хоть у нас выставка на осенней прохладе, а не на зимнем морозе, но мало ли что – кто знает, как этот чертов ресентимент в иркутянах сработает? МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |