
На прошлой неделе общался с одной дамой из Новосибирска. Слушал ее впечатления об Иркутске. Кроме стандартного удивления, которое приходится слышать от приезжих - почему иркутяне так не любят свой город? - услышал для себя кое-что новое. Дама сказала, что не ожидала обнаружить в Иркутске эпидемию отъездных настроений, ибо в Новосибирске принято считать, что стремятся к отъезду в столицы жители городов без серьезного историко-культурного прошлого, таких, как Новосибирск. А вот в городах с прошлым, с корнями, «с репутацией» - такого нет. Рассказал ей, что все совсем не так. И, наоборот, иркутяне, перебравшиеся в Новосибирск, отмечают, насколько мелкомасштабны там, в отличие от Иркутска, настроения отъезда.
В общем, подарила мне прекрасная собеседница повод для того, чтобы опубличить некоторые свежие для меня и почти концептуальные размышления по давно навязшей на зубах и нависшей на ушах «отъездной» теме.
Мне сдается, что произошли в теме кое-какие важные изменения.
Лет десять назад, тем более, еще раньше, отъезд из Иркутска в мегаполисы представлял собой личный выбор уезжающих. Это то, что человек выбирал для себя сам. Это было проявление его самостоятельности и свободы.
Теперь отъезд превратился в некую социальную норму, которую надо выполнить для того, чтобы не осуждали, чтобы воспринимали, как современного и продвинутого, ну и для повышения внутренней самооценки, конечно же. Но это уже не личный выбор, не самостоятельный выбор действия. Это внешний норматив, принуждение к действию.
А если это так, то у людей, которые склонны к самостоятельности и изобретательности в организации собственной жизни, неизбежно возникает отторжение от всего этого. Так всегда бывает – любая норма рано или поздно ставится под сомнение, принуждение к норме рано или поздно начинает вызывать сопротивление.
Так что не только Иркутск, но и многие другие провинциальные города вполне себе могут спастись от «демографического облысения» (хорошее выражение, надо запомнить) благодаря неуклонному развитию элементарных индивидуалистических инстинктов в России XXI века, благодаря актуализации естественного желания избегнуть пребывания в стаде.
Еще очень надеюсь на постепенное проникновение маркетинговых принципов в святая святых – в сферу смыслов индивидуального существования. Да-да, маркетинг он ведь не только про товары и услуги, он еще дает отличный ответ на вопрос о смысле жизни. Как так может быть? А вот как.
Чему учит нас маркетинг? Главное это создать какую-то «уникальность» (отличиться от всех), далее продвинуть ее в публичном пространстве (осуществить «промоушн») и получить с нее какую-то «монетизацию». Создать, продвинуть и монетизировать. Чем не ответ на вопрос о том, как человек должен прожить свою жизнь? Создать себя, отличающегося от всех. Именно создать, а не унаследовать. Продвинуть себя в таковом качестве. И обрести условную монетизацию, выражающуюся не только и не столько в деньгах, сколько в признании и востребованности.
И отсюда целый калейдоскоп выводов. Неверно твердить, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе. Вернее понять, что лучше быть единственным в деревне, чем первым в городе. Лучше не сливаться со средой в провинции, чем сливаться со средой в столице! Лучше отличаться здесь, чем растворяться там! Ну и так далее.
Уверен, что нет более мощных препятствий для «западного дрейфа» (так социологи называют процесс перемещения населения с востока на запад), нежели естественный индивидуализм (потребность в свободе и гордыня самостоятельности) и простейшие маркетинговые принципы. Очень хотелось назвать их даже ценностями, но не готов пока пугать почтеннейшую публику этим оксюмороном – маркетинговые ценности.
Как пишут специалисты в области гражданское авиации, единовременные потери «Аэрофлота» после недавней хакерской атаки составили 250 млн рублей. Это то, что есть уже сегодня, то есть отмененные рейсы, пропавшие у пассажиров билеты и так далее. Всего же хакеры, которые в цифровом контуре национального авиаперевозчика сидели около полугода, нанесли ущерб порядка миллиарда рублей.
Конфликт между Таиландом и Камбоджей — это не просто спор о границе.
Американский Vogue — эталон стиля и законодатель мод — оказался в центре тихого, но очень знакового скандала. Причиной стал рекламный макет в августовском номере журнала, на котором красовалась модель, сгенерированная нейросетью.
Поддерживать архаику среди покоренных народов более выгодно, чем прививать им ценности цивилизованного общества.
А нет ли случайно у кого инициативы насчет того, чтобы штрафовать депутатов Госдумы за дискредитацию самой Госдумы?
|