
12 января мне был осуществлен загадочный телефонный звонок. Прежде мне неизвестная журналистка, представившись названием прежде мне неизвестного издания из Санкт-Петербурга, попросила меня о комментарии. Я согласился, будучи уверен, что придется комментировать что-нибудь вроде «перспектив развития Иркутской области в наступившем 2015 году».
Оказалось, что нет. Мне был задан вопрос в весьма специфическом жанре. Попробую его описать. Представьте, что вам звонят и произносят примерно такой текст: «У нас есть информация, что секретные исследования иркутских ученых по клонированию мамонта наконец-то дали положительный результат и на следующей неделе по улицам Иркутска будут водить живого мамонта. Вы не могли бы нам сообщить, что об этом говорят в Иркутске, и что вы сами об этом думаете?»
Вы впадаете в некоторый транс. Честно признаетесь, что в Иркутске об этом ничего не говорят, сами вы об этом ничего не знаете и чтобы хоть как-то поддержать свое вечно шатающееся реноме начинаете вспоминать все, что вы знаете о мамонтах и рассуждать на тему того, как они впишутся в пейзажи иркутских улиц Маркса и Ленина. Ибо где еще будут водить мамонта? Ну не в поселке же Молодежный и не в Ново-Ленино же?
Так вот меня попросили прокомментировать не информацию о мамонте, а информацию о том, то в ближайшие дни губернатор Ерощенко будет отправлен в отставку, а из Питера подвезут исполнять обязанности губернатора когда-то работавшего в «Иркутскэнерго» Сергея Эмдина, который осенью выйдет на губернаторские выборы.
В общем, дальнейший разговор у нас сложился «по мамонту». Я признался, что впервые об этом слышу. Сообщил, что знаком с лучшими политическими сплетниками города И. и они ничего про это не говорили. Напомнил, что в любом регионе не любят чужих, а в Прибайкалье чужих не любят особенно. Поэтому избрание на выборах питерца Эмдина, к тому же «запятнавшего» себя сотрудничеством с энергетическим ведомством Олега Дерипаски, мне представляется крайне проблематичным.
Мне напомнили, что в былые времена Красноярский край выбрал чужого – генерала Лебедя. Я сказал в ответ, что Лебедь был политиком федерального уровня. И если к нам из Питера приедет, например, Валентина Матвиенко и попросит жителей региона позволить ей поработать губернатором Иркутской области, то жители уважат просьбу и изберут ее – во втором туре. Но на элитариев меньшего уровня мы тут не согласны.
Если серьезно, то на середине разговора я понял, что через меня осуществляется классический вброс. Расчет на то, что после разговора я побегу в фейсбук и напишу там о том, что скоро у нас появится врио Эмдин. Но я – калач тертый. Никуда не побежал. Однако на следующий день с интересом наблюдал в Интернете, кто побежал сообщать (звонили ведь не только мне) или намекать на сообщенное. Особенно порадовало одно иркутское информагентство, которое сделало такой зачин новости о грядущем Эмдине: «По информации нашего агентства из компетентных источников в Санкт-Петербурге...». Ага, из «компетентных»!
Недолго топтались иркутские пикейные жилетки на теме, скорее всего, ничего не подозревающего Эмдина. К концу дня (13 января) на сайте Кремля появилась стенограмма благожелательной встречи Верховного Главнокомандующего с Сергеем Ерощенко. Встречу показали в новостях федерального ТВ. Не надо быть политологом семи пядей во лбу, чтобы догадаться – правящий перст указал на главного участника грядущих губернаторских выборов в Иркутской области. Поздравляю с началом избирательной кампании!
А к чему был этот вброс про Эмдина? Понятия не имею. Опытные люди говорят, что, скорее всего, в медиаплане какой-то политической интриги было записано: «12 января, вброс». Почему именно 12 января? Чтобы пикейные жилетки, утомленные отсутствием новостийности в новогоднее безвременье, бросились обсуждать. Потом случилась перемена курса. Медиаплан забыли отозвать обратно, ну и отработали по нему 12 января. Что поделаешь? Мало еще динамики в нашем отечестве. Сплошной неповоротливый бюрократизм процветает. Вот и садятся в лужу.
С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
Тезисы про инфантильность российского населения со стороны многих оппозиционных публицистов давно уже стали общим местом.
|