Рукопись, найденная в Иркутске |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
21.11.2016 11:11 |
Вместо предисловияК большому сожалению, мы можем представить читателям «Иркутской Торговой» только фрагменты найденной рукописи. Рукопись однозначно относится к началу XXI века, однако она является в прямом смысле рукописью – написана от руки на листах бумаги, изрядно потерпевших за прошедшие десятилетия, лицевая часть множества из этих листов представляет собой ксерокопии схемы некоего архитектурного сооружения. Что заставило автора писать этот текст от руки, более того, как утверждают графологи, сознательно искажать почерк (он явно боялся быть прочитанным) – мы не знаем и вероятнее всего не узнаем никогда. Нам не известно имя иркутянина, написавшего этот текст, так что об обстоятельствах его биографии мы можем только догадываться. Сам текст является неким «трактатом о власти». В нем нет ссылок на классиков – не упоминается ни Макиавелли, ни Мишель Фуко. Фамилия автора единственной цитаты стерлась с бумаги, ясно только, что цитируется художественное произведение. Автор в написании своего «трактата» выбрал фрагментарно-конспективный стиль изложения, что называется «по пунктам». Поскольку большинство страниц текста либо потеряно, либо не расшифровано из-за сознательно искаженного почерка (соответствующая работа продолжается), невозможно сказать, сколько «пунктов» содержалось в рукописи. Удалась практически полная расшифровка пунктов – с одиннадцатого по шестнадцатый. Их мы и представляем вниманию наших читателей.
«… 11. Вопрос о власти в философском, а не технологическом смысле, очень часто приобретает вид вопроса: кто имеет право на власть? История содержит массу вариантов ответов на этот вопрос. «Те, кто старше» в конфуцианстве. «Лучшие из местных» в разных «аристократических» вариантах античных политических систем. «Обладающие собственностью» в классической буржуазной демократии. Те, кто получил согласие со своим временным правом на власть от тех, над кем эта власть будет осуществляться, в демократии как таковой. Мы же установим, что сам факт обретения власти и удержания ее является подтверждением права на власть вне зависимости от того, каким именно образом власть приобреталась и удерживалась. 12. Первая ловушка, в которую обычно попадает власть, это боязнь показаться слабой. Точнее будет сказать, что власть права, полагая, что нет власти без силы и что она должна постоянно демонстрировать свою силу, ловушка заключается в том, что власть обычно не понимает ни природы силы, ни природы слабости. Власть демонстрирует силу через непримиримость и конструирование в управляемых эмоции страха, не понимая, что лучшая демонстрация силы это снисходительность и конструирование в управляемых чувства благодарности. 13. Вторая ловушка власти это неверное понимание популярного тезиса о том, что «люди прощают власти все, кроме слабости». Люди действительно не прощают слабости сильной власти, но слабой власти они не прощают именно силы. Более того, когда слабая власть пытается применить силу, они не прощают ей этого вдвойне. 14. Главная тайна власти заключается в том, что изначально главный, а потом единственный смысл власти – сама власть. Как сказали бы классики, способность субъекта А менять поведение субъекта Б. Создание и воспроизводство управляемости это по сути все, чем действительно занята власть. Все остальное – например, достижение каких-то целей, внешних по отношению к власти – это пустое, это разговоры для публики. Управляемость может изначально не восприниматься властью как самоцель, но довольно быстро она начинает отвлекать так много времени и сил, даже увлекать, что на что-то другое у власти просто не остается времени и сил, да и сам интерес к другому пропадает. Но горе той власти, которая не сохранила свою главную тайну в тайне, то есть кто-то догадался, что власть кроме власти уже ничего не интересует. 15. Пожалуй, основная технология воспроизводства управляемости (то есть, достижения изначально главной, а потом просто единственной цели любой власти) это регулярная наглядная демонстрация того, что для власти нет незаменимых. Для обеспечения большей наглядности в качестве материала для такой демонстрации подходят не столько «незаменимые» (таких, наверное, действительно нет), сколько просто «бросающиеся в глаза» - те, кто «высовываются» или «выделываются», как сказали бы маленькие дети в предшествующем столетии. Однако, эта безусловно верная технология работает только в том случае, если сама власть воспринимается как незаменимая. Грубо говоря, то, что работало у Сталина или даже у Путина, не просто не работает у низовых менеджеров, но и может приводить к катастрофическим для них последствиям. 16. Давление власти действительно работает на цель власти (напомним, что цель власти – сама власть) в ситуации, когда люди либо ощущают реальное улучшение своей жизни и связывают его с властью, либо испытывают какие-то надежды на улучшение и связывают эти надежды с властью. Власти лучше бы давить, когда жизнь улучшается, но в такие периоды она предпочитает не давить, а радоваться жизни вместе со всеми. В ситуации ухудшения она словно спохватывается и зачем-то начинает оказывать давление, хотя теперь это все уже не просто не эффективно, но и опасно для власти. «До крайности обозлен народ несоответствием благ земных и засилием полиции. Возрастает уныние и...»,- сказано по этому поводу в романе…». Вместо послесловия. На этом расшифрованная часть фрагмента найденной в Иркутске рукописи начала XXI века заканчивается. Работа с бумагами продолжается. Если у кого-то из читателей есть информация или предположения по поводу автора рукописи, просьба присылать их на редакционный адрес.
МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |