
Моя бабушка жила в Ново-Ленино, я обожал бывать у нее в гостях – она была настоящей «любимой внуками бабушкой». Бабушка жила на остановке «Подстанция», которая была после остановки «Стройка». С ранних лет я знал, что если «Стройка», то долгий путь в Ново-Ленино на автобусе номер четырнадцать подходит к концу, и на следующей надо выходить.
Потом «Стройку» переименовали в «Кинотехникум». Собственно и сейчас эта остановка так называется. Но еще много-много лет люди говорили про нее «Стройка». И те, кто понимал, что эта остановка и «Стройка», и «Кинотехникум» одновременно составляли большинство. Но время шло и все больше становилось людей, которые не понимали, о чем речь, когда старожилы говорили им «Стройка». А потом все стали говорить «Кинотехникум». И всё. В современном интернете я не обнаружил никаких следов остановки «Стройка». Там только «Кинотехникум».
Когда я был подростком, мне часто приходилось проезжать через остановку «Энергетиков», которую абсолютное большинство людей в транспорте называли «Гараж». Видимо не так давно состоялось переименование. Для меня, человека из настоящего и будущего, она была только остановкой «Энергетиков». Для людей из прошлого, как я их воспринимал, она была «Гаражом». Потом люди из прошлого куда-то (известно куда) поисчезали, остались только мы, люди из настоящего и будущего. Потом мы превратились в людей только из настоящего. Но «Гаража» уже не было. Остались только «Энергетики».
Думаю, любой давний житель города И. расскажет истории про старые городские названия, которые долго они не умирали, будучи замены новыми. Да чего там, я застал стариков, которые называли улицу Маркса Большой, а это просто дореволюционное название, и понимали при этом они только друг друга.
Можно вспомнить и названия, которые упорно не приживаются. Да не обидится иркутская властелина «Фортуны», но в городе никому ни о чем не говорит название «Нескучный сад». Все, даже таксисты, которым положено знать все, реагируют только на ресторан «Сенатор». И ничего с этим не поделаешь. Годы идут, а «Нескучный сад» не цепляется за извилины головного мозга. Не «иркутское» видимо название. Не то, что «Сенатор».
Но есть история на эту тему, которая видится мне самой интересной.
В Иркутске существует один совершенно официальный городской топоним в самом историческом центре города. Абсолютное большинство горожан, включая абсолютное большинство проживающих в этом самом центре, понятия не имеют о том, что «вот это место НАЗЫВАЕТСЯ именно так», никогда этого названия не слышали, спрашивать их о том, где это находится, бесполезно.
Абсолютному большинству иркутян ничего не говорит понятие «сквер имени Сигеки Мори». Ни-че-го! Хотя многие из них наяривают через этого Сигеки Мори чуть ли не ежедневно. Когда они обнаруживают это название на карте, то изумленно спрашивают: «Это где такое? Это что за хрен с горы? Почему не знаю?» Обратите внимание на фотографию, сколь важные начальственные мужи открывали когда-то этого «Сигеки Мори». Ничего не помогло. Не знают иркутяне, и знать не хотят.

Неудобно как-то – слово на карте есть, а в головах и на языках отсутствует. Нехорошо это. Но вот делать-то что? Можно, конечно, наплевать. Можно поискать другое название. Можно попробовать запустить какую-нибудь злоязыкую переделку – «сквер Чмыри», например – со злоязыкими переделками все как-то лучше запоминается. Конкурс таких переделок объявить – пусть комиссия выберет лучшее. Не знаю, но что-то делать надо.
Я вот уже сделал и сейчас объясню что.
Прочитавший эту колонку скажет: «Эй, автор, колонка-то уже заканчивается, а где этот «моменто Мори» находится – вы так и не сказали».
И не скажу. Ищите сами. Так лучше запомнится. Скажу только, что он совсем рядом. Ну, вот прямо совсем.
Нынешний мировой конфликт пролегает не по национальным границам, хотя внешне все выглядит именно так. Но на самом деле это столкновение двух диаметральных проектов будущего — глобального «по Швабу» и MAGA в любой его интерпретации.
С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
|