Провинциальный снобизм |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
25.04.2016 08:08 |
Дядя моей мамы большую часть жизни проработал звукооператором в Иркутском драматическом театре - том самом, который имени Н.П. Охлопкова. Об Охлопкове мало кто знает из иркутян младше сорока, да и младше пятидесяти лет, в отличие от драматурга, который будет помянут в этой колонке и именем которого – так уж получилось - назван в Иркутске совсем другой театр.
Осенью 1969 года мамин дядя настоятельно рекомендовал моим родителям посетить одну премьеру в театре. Мол, не стоит обращать внимание на то, что автор совершенно не именит, что он из местных, что молод по отечественным литературным меркам – чуть больше тридцати лет от роду. Написанная им пьеса стоит того, чтобы потратить время на знакомство с ее постановкой. Родители прислушались к совету независимого в суждениях театрального работника – звукооператоры могут позволить себе работать в театре, не влезая в обычно конфликтные хитросплетения актерских и режиссерских амбиций – и отправились на премьеру. Мама до сих пор вспоминает пережитое потрясение. «Это было ощущение невероятной свежести. Увиденное просто не с чем было сравнить, это ни на что не было похоже». Все, наверное, догадались, что речь идет о первой постановке пьесы «Старший сын» Александра Вампилова. Гениальной пьесы гениального драматурга, на мой вкус, лучшего советского драматурга. Предлагаю, впрочем, о вкусах не спорить, ибо речь сейчас не о них. Много лет спустя я не в первый раз слушал интереснейшие воспоминания одного пожилого человека, выходца из старейшей иркутской, очень уважаемой, очень интеллигентной семьи. Он рассказывал об иркутской жизни былых десятилетий, его воспоминания всегда были очень интересны. Дождавшись паузы, я обратился к нему с просьбой: «Я вот подумал, что никогда не слышал от вас впечатлений о первой постановке Вампилова, о «Старшем сыне» в нашем театре. Вы же наверняка были там. Мне вот родители много об этом рассказывали. Расскажите о своих впечатлениях». Собеседник грустно улыбнулся в ответ. И рассказал удивительную в своей поучительности историю. Его семья, настоящая интеллигентная и культурная иркутская семья, как и положено всем культурным семьям, посещала все премьерные спектакли в Иркутском театре. «Старший сын» в ноябре 1969 года оказался единственной премьерой, на которую они решили не ходить. Решили, что не стоит убивать вечер на непонятно что, ведь автор – мало того, что неизвестен, так еще и молод, к тому же провинциал, иркутянин. Ну что тут может быть интересного? Вечер сэкономили. Занялись другими своими делами. «Эх, интеллигенция! – подумал я тогда,- мучаете себя, как при старом режиме!» На словах я, конечно же, ему только посочувствовал. Мне кажется, я очень хорошо представлял, насколько ему должно было быть обидно. Ведь та премьера является, по сути, самым главным событием во всей истории иркутской театральной жизни. Историю, которую скудной, между прочим, не назовешь. И он это событие пропустил. Ну что тут скажешь, кроме банального «люди, будьте бдительны». Ищите таланты. Не пропускайте таланты мимо себя. Не позволяйте социальным условностям и собственным предрассудкам помешать вам в этом поиске. Иначе и вспомнить потом будет нечего.
|