Поминальная… |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
25.10.2016 20:48 |
Вчера Иркутск попрощался с Венгером. Виталием Константиновичем Венгером. Главным актером Иркутска. Персональным символом иркутского театра.
Не будучи театралом, находясь на изрядной дистанции от иркутской театральной жизни - для кого бурнокипящей, для кого вялотекущей - напишу об ушедшем мастере сцены несколько совершенно личных впечатлений. Ничто в этом тексте не будет претендовать на полноценный некролог, тем более, что недостатка некрологов, разумеется, не возникло, да и не могло возникнуть в иркутской прессе. Я из тех иркутян, у которых очень простые представления об иркутском театре. Главный иркутский драматург – Вампилов. Главный иркутский режиссер (давно уже, увы, не иркутский) – Кокорин. Главный иркутский актер – Виталий Венгер. Еще в детстве слышал о нем: «Он в Москве играл». Еще из детства помнится, как в кинотеатре выискивала его на экране публика во время сеанса фильма Григория Чухрая «Жизнь прекрасна». Роль была крошечной, но публика одобрительно шумела, когда появлялся «наш Венгер». «Вилька – хороший парень». Я помню эту фразу тоже с детства. Мой двоюродный дедушка (брат бабушки) большую часть жизни проработал в драматическом театре и с этой фразы он всегда начинал отвечать на вопросы о Венгере. А такие вопросы обычно задавал кто-нибудь из гостей на больших семейных застольях. «Вилька! Ну и имя! Что за имя такое?» - размышлял я, будучи ребенком. Помню, очень удивился, что так называют коллеги актеры с этаким благородным именем Виталий. И в детстве помню разговоры взрослых о том, какая у него красивая, необычно красивая жена – Эльза. Взрослые рассказывали о том, как когда-то давно куда-то ходили специально посмотреть на нее, восхититься ее уникальной красотой. Все вспоминают «Поминальную молитву» с Венгером в роли Тевье. Я вспомню «Полоумного Журдена» - так называлась иркутская постановка «Мещанина во дворянстве» Мольера. Тогда я впервые увидел Виталия Венгера на сцене. Помню, что актеры играли неплохо, хорошо, профессионально, но один играл так, что в его игре сквозило что-то неземное. Думаю, все зрители, воспринимающие театр по-простому, без эстетских изысков – то есть так, как я – легко поймут, о чем я пытаюсь толковать. О различии, которое не назовешь трудно уловимым, так как оно вполне самоочевидно для простецких зрителей. О том, что отличает профессионалов и мастеров от актеров, в которых действуют неземные силы. Таких как Евгений Евстигнеев, Джек Николсон или… Венгер. Наш Виталий Венгер. Поведаю одну историю, которая поможет понять, что именно я пытаюсь растолковать. Моя мама рассказывала мне несколько раз, как в далекие пятидесятые она пошла с подружкой посмотреть спектакль, в котором был занят молодой, перспективный актер, о котором много говорили. Почти весь спектакль они ждали, когда же появится этот молодой талант? В постановке принимал участие старик, который кряхтел, еле вставал, еле передвигался по сцене. «Зачем такого старика взяли в спектакль?» - перешептывались они с подружкой. Ближе к концу спектакля они поняли, что старика играл молодой перспективный актер Виталий Венгер. И еще вспоминается разговор с одним политтехнологом в конце 1990-х. Тот рассказывал, как накануне выборов они (избирательный штаб) проводили социологические опросы с целью выявления «моральных авторитетов» в области – тех, кому доверяют граждане. С огромным отрывом лидировали экс-губернатор Юрий Ножиков и актер Виталий Венгер. «Ну и город у вас, - удивлялся политтех,- народ доверяет только китайцу и еврею, политику и лицедею!» Теперь всё. Нет ни того, ни другого. Доверять больше некому.
|