
Вчера Иркутск попрощался с Венгером. Виталием Константиновичем Венгером. Главным актером Иркутска. Персональным символом иркутского театра.
Не будучи театралом, находясь на изрядной дистанции от иркутской театральной жизни - для кого бурнокипящей, для кого вялотекущей - напишу об ушедшем мастере сцены несколько совершенно личных впечатлений. Ничто в этом тексте не будет претендовать на полноценный некролог, тем более, что недостатка некрологов, разумеется, не возникло, да и не могло возникнуть в иркутской прессе.
Я из тех иркутян, у которых очень простые представления об иркутском театре. Главный иркутский драматург – Вампилов. Главный иркутский режиссер (давно уже, увы, не иркутский) – Кокорин. Главный иркутский актер – Виталий Венгер. Еще в детстве слышал о нем: «Он в Москве играл». Еще из детства помнится, как в кинотеатре выискивала его на экране публика во время сеанса фильма Григория Чухрая «Жизнь прекрасна». Роль была крошечной, но публика одобрительно шумела, когда появлялся «наш Венгер».
«Вилька – хороший парень». Я помню эту фразу тоже с детства. Мой двоюродный дедушка (брат бабушки) большую часть жизни проработал в драматическом театре и с этой фразы он всегда начинал отвечать на вопросы о Венгере. А такие вопросы обычно задавал кто-нибудь из гостей на больших семейных застольях. «Вилька! Ну и имя! Что за имя такое?» - размышлял я, будучи ребенком. Помню, очень удивился, что так называют коллеги актеры с этаким благородным именем Виталий.
И в детстве помню разговоры взрослых о том, какая у него красивая, необычно красивая жена – Эльза. Взрослые рассказывали о том, как когда-то давно куда-то ходили специально посмотреть на нее, восхититься ее уникальной красотой.
Все вспоминают «Поминальную молитву» с Венгером в роли Тевье. Я вспомню «Полоумного Журдена» - так называлась иркутская постановка «Мещанина во дворянстве» Мольера. Тогда я впервые увидел Виталия Венгера на сцене. Помню, что актеры играли неплохо, хорошо, профессионально, но один играл так, что в его игре сквозило что-то неземное. Думаю, все зрители, воспринимающие театр по-простому, без эстетских изысков – то есть так, как я – легко поймут, о чем я пытаюсь толковать. О различии, которое не назовешь трудно уловимым, так как оно вполне самоочевидно для простецких зрителей. О том, что отличает профессионалов и мастеров от актеров, в которых действуют неземные силы. Таких как Евгений Евстигнеев, Джек Николсон или… Венгер. Наш Виталий Венгер.
Поведаю одну историю, которая поможет понять, что именно я пытаюсь растолковать.
Моя мама рассказывала мне несколько раз, как в далекие пятидесятые она пошла с подружкой посмотреть спектакль, в котором был занят молодой, перспективный актер, о котором много говорили. Почти весь спектакль они ждали, когда же появится этот молодой талант? В постановке принимал участие старик, который кряхтел, еле вставал, еле передвигался по сцене. «Зачем такого старика взяли в спектакль?» - перешептывались они с подружкой. Ближе к концу спектакля они поняли, что старика играл молодой перспективный актер Виталий Венгер.
И еще вспоминается разговор с одним политтехнологом в конце 1990-х. Тот рассказывал, как накануне выборов они (избирательный штаб) проводили социологические опросы с целью выявления «моральных авторитетов» в области – тех, кому доверяют граждане. С огромным отрывом лидировали экс-губернатор Юрий Ножиков и актер Виталий Венгер. «Ну и город у вас, - удивлялся политтех,- народ доверяет только китайцу и еврею, политику и лицедею!»
Теперь всё. Нет ни того, ни другого. Доверять больше некому.
Нынешний мировой конфликт пролегает не по национальным границам, хотя внешне все выглядит именно так. Но на самом деле это столкновение двух диаметральных проектов будущего — глобального «по Швабу» и MAGA в любой его интерпретации.
С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
|