Отставка королевы |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard | ||
21.04.2015 09:35 | ||
Вместо эпиграфа (из книги «Мария-Антуанетта. С трона на эшафот»): «… Аббат Жерар все же чувствовал себя обязанным напутствовать приговоренную: - Наступил момент, мадам, когда вам надо набраться мужества. – Оно меня не оставит...».
Людмила Михайловна Берлина – теперь уже бывший спикер Законодательного Собрания – заявила о своей отставке 15 апреля. Официально ее полномочия прекратились вчера. Сегодня первый день, когда у ЗакСобра нет спикера, поэтому я позволю себе несколько слов по поводу Людмилы Михайловны, без которой региональную законодательную власть пока вообразить себе очень сложно.
Самый резкий ее политический поступок – ее отставка. Королева подала в отставку и иркутская политическая элита – пусть она еще и не осознает этого – осиротела. Об истинных (да и о неистинных) причинах своей отставки Берлина предпочла не распространяться. Она позволила, тем самым, поиграться на этой теме политическим сплетникам, паркетным экспертам подковерной борьбы, интернет-анонимусам и прочим нашим выдающимся современникам. Замечу, что примерно год назад (в апреле-мае 2014 года) один инсайдерский знаток региональной политики сообщал мне по секрету, что Берлина подаст в отставку на ближайшей сессии Законодательного Собрания. Его предсказание сбылось с опозданием в один год, но то, что оно было, косвенно указывает, что положение Людмилы Михайловны в политическом бомонде давно уже не было прочным. Лично мне реальная подоплека ее решения неизвестна, пересказывать сплетни и домыслы, которых сейчас полно в Иркутске, мне не хочется из уважения к Берлиной. Судя по всему, приближается финальная стадия борьбы за губернаторское кресло в области – выборы. Прелюдия к этой борьбе была очень нечистой, сама борьба может оказаться еще более грязной. Своей отставкой Берлина могла просто продемонстрировать, что не хочет принимать в этом всем участия. Мы почему-то отказываем политикам в праве испытывать простые человеческие чувства. Я более, чем допускаю, что что-то стало «последней каплей» и Берлина просто решила честно выйти из всегда нечестной политической игры. А вот прощальная речь Людмилы Михайловны показалась мне неудачной. Публичный политик ее масштаба в подобном выступлении должен все-таки более обращаться к гражданам, а не к политическому дворянству. А граждан мало интересуют карьерные успехи Берлиной, упоминание о которых она почему-то решила сделать центральным смыслом своей речи. Ну и без оговорок «по Зигмунду» тоже не обошлось. «Любое высокопоставленное должностное лицо мечтает достойно завершить свою служебную деятельность»,- сказала Берлина, выдав тот факт, что наши политики не очень понимают, что «должностные лица со служебной деятельностью» это чиновники, а они, политики – другие «лица» и у них другая «деятельность». Ну что поделаешь? Такого качество публичной политики сейчас. Будем надеяться, что те, кто придут в политику после Берлиной, сделают выводы. Ну а нам в утешение другое. Все слабости ее прощального выступления свидетельствуют о том, что речь ее была искренней, в чем-то спонтанной, она не обращалась к профессиональным пиарщикам с просьбой написать ей что-нибудь величественное в духе «Марии Антуанетты на эшафоте». Она все сказала сама. Так что за честность и искренность Людмиле Михайловне – простое человеческое спасибо! И за мужество спасибо. Мужество ее не оставило. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |