
Любители авантюрно-приключенческой политики жалуются на то, что выборы в Законодательное собрание Иркутской области проходят нынче так, что не только политтехнологи сохнут без денег, но и мухи дохнут от скуки.

С одной стороны, вроде бы так и есть. Три года назад завершилось бурное и буйное политическое десятилетие новейшей политической истории нашего региона, начавшееся в 2010-м году феерической победой Виктора Кондрашова на выборах мэра Иркутска и закончившееся в 2020-м году убедительной победой генерала Кобзева над мифом об особом и протестном иркутском избирателе (который уж точно никогда не предпочтет варяга земляку). Опять же нет в нынешнем политическом сезоне подарка высшего Кремлевского руководства России конкурирующим с «Единой Россией» политическим силам, сопоставимого с пенсионной реформой, объявленной аккурат в лето предыдущих выборов в иркутское ЗС. В годину СВО, тем более, в разгар отражения грозного украинского «контрнаступа», особо не профрондируешь. Тем более, что денег у игроков действительно стало меньше или относиться к ним они стали рачительнее.
С другой стороны, какой еще регион может похвастаться, например, такой красивой политической картинкой – список ЕР возглавляет популярный действующий губернатор Иркутской области, а список КПРФ бывший популярный губернатор Иркутской области? Я так понимаю, что никакой. А то обстоятельство, что примерно в половине одномандатных округов между основными кандидатами нет никаких договорняков, есть примерное равенство ресурсов, а кое-где присутствуют и полноценная, не сводимая только к конкретном выборам «сюжетность», тоже отличает когда-то «буйную» Иркутскую область от подавляющего большинства регионов России. Приведу парочку примеров такой «сюжетности». Упомянутый Виктор Кондрашов против «Ростеха»: личность против системы. Максим Девочкин против Антона Романова: молодость против старости, завтрашний политический день против вчерашнего.
Одно иркутское СМИ, видимо не разделяющее моей стилистической страсти к усиливающим тавтологиям, изменило реплику из моего комментария. Здесь, в колонке, я могу прописать ее ровно так, как произносил: тем, кто проявит интерес, на этих выборах будет интересно. Я полагаю, что иркутский избиратель должен ценить и вполне реальную иркутскую многопартийность, и солидные по нынешним временам объемы реальной конкурентности (и непредсказуемости) в иркутской региональной политической жизни. Выражаясь чуть наглее, но красочнее, я бы сказал, что мы должны ценить то, что в нашем политическом зоопарке много разных обезьянок. И форма благодарности избирателей за все это должна быть одна – избиратели должны прийти в сентябре и проголосовать. Пусть и на выборах в орган, смысл которого, судя по социологическим исследованиям, да и по повседневному общению, в максимальной степени непонятен гражданам.
За себя скажу, что мне все нравится. Я всегда был противником иркутской губернаторской чехарды и прямо сейчас, да простят меня политологические бомжи, валяющиеся в телеграмканавах, отсутствуют какие-либо угрожающие ее симптомы. Но я же всегда был сторонником всяческой движухи в законодательной власти, поскольку, слава богу, от нее мало что в области зависит. На таких выборах пусть политики «махаются» (словечко из моего отрочества) друг с другом по-настоящему и нас, старожилов уютных диванов, приучают к публичной политике и к этой… как её, чертовку?... к демократии.
Так что, товарищи иркутяне, давайте позволим себе чуток балдежа на наших выборах в ЗС. Ну там кандидатов пообсуждаем, посплетничаем, поддержим своим вниманием их вялые попытки поразжигать хоть какую-нибудь скандальность. Ну и вообще приколемся – придем проголосуем в сентябре, не свалив всю ответственность за выборы на граждан, вовлеченных в «выборные сетки» или подрабатывающих на «рынке голосов» в качестве самостоятельных игроков.
Нынешний мировой конфликт пролегает не по национальным границам, хотя внешне все выглядит именно так. Но на самом деле это столкновение двух диаметральных проектов будущего — глобального «по Швабу» и MAGA в любой его интерпретации.
С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
|