Любимый Мухопчёлск – середина земли |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
20.11.2017 10:11 |
Как гениально подметила Галина Солонина в одном из самых фееричных своих текстов, в «говорящем классе» города И. в вопросе о том, какое отношение к городу И. должен отрабатывать любящий поговорить на публике иркутянин, обозначились две партии – партия пчёл и партия мух. Для пчёл Иркутск это что-то вроде ёмкости с мёдом. Для мух Иркутск это просто куча сами понимаете чего. Пчела ищет, где слаще. Муха ищет, где гаже. Монотонное гудение пчёл и назойливое жужжание мух это, собственно говоря, и есть «общественная дискуссия» по-иркутски.
Я бы со временем задумался о переименовании Иркутска в Мухопчёлск, но сейчас мне хотелось бы высказать несколько реплик не об этом, а о «богатых внутренних мирах» пчёл и мух. Иначе – хотелось бы поделиться многолетним наблюдением, кстати сказать, не таким уж и радостным для меня лично. А наблюдение такое. Пчёлы и мухи уверяют сами себя в непредвзятости и объективности собственных оценочных суждений по поводу положения дел в Иркутске. Разумеется, друг друга они считают дурачками с завышенной самооценкой и вообще всячески любят поиграться в любимую игру отечественной интеллигенции – в собственное интеллектуальное и моральное превосходство. Однако истинная природа иркутского «мёдопочитания» и иркутского «дерьмопоклонничества» (тщательно замаскированного под «дерьмопорицание») совершенно в другом. В результатах сочетания собственной воли и стечения жизненных обстоятельств. Правило тут довольно простое. Тот, кто занят в Иркутске интересным для себя делом и у кого результаты этой занятости-деятельности обретают какое-никакое, но общественное признание – тому и город кажется, если не прекрасным, то хорошим. Кто таким делом не занят и у кого большие проблемы с общественным признанием того, что для самого человека в самом себе действительно важно, тому и город кажется просто отвратительным. Я, наверное, сформулировал сущую банальность, но это тот самый случай, когда банальность суждения является дополнительным подтверждением его истинности. Удивительно, но я практически не знаю исключений из данного правила. Вот, например, Денису Гуку вполне себе нравится город И. Но Денис – человек, который делает в этом городе то, что ему нравится, то, что он действительно умеет лучше многих, и он, не побоюсь этого слова, купается в общественном признании. Это касается и Алексея Викторовича Петрова, и многих других людей. Специально назвал тех, кто урожденным иркутянином не является. Есть и другие. Один потерял динамично развивавшийся в 1990-е бизнес – то ли из-за классического «путенвиноват», то ли из-за того, что навыки ведения бизнеса в постдефицитной экономике не конвертируются в навыки бизнеса в условиях экономики, перенасыщенной товарами и услугами. Другой мнит себя великим журналистом и чуть ли не писателем, а много лет вынужден заниматься политической заказухой. Разумеется, и город И. для них и им подобных – совершенно другой. И партия мух, давно по примеру партии большевиков запретившая фракционность в собственных рядах, всегда готова выдать им партбилеты. А вы верните бизнес бывшему бизнесмену. А вы позвольте неполучившемуся журналисту стать получившимся журналистом. Признайте значение первого, признайте талант другого. И, быть может, вы получите пополнение в партии пчёл. Ну это я прекраснодушничаю, конечно. Кто ж вернет-то? Кто позволит и признает? Как говорится, всем самим надо. На всякий случай замечу (для тех, кто зацепился глазом за то, что это наблюдение я назвал «не таким уж и радостным для меня лично), что я совершенно не отделяю себя от названных и неназванных героев этого текста. И я точно такой же. И во мне, как и во всяком иркутянине, живут пчёлы и мухи, вырывающиеся на свободу исключительно по сигналу от конкретного стечения жизненных обстоятельств. Как же правильно жить и вести себя, если столь многое зависит от обстоятельств? Да очень просто. Надо не делать из стечения обстоятельств собственной мировоззренческой позиции. Не лепить наскоро из собственной субъективности объективную картину мира. Спокойно! Радоваться за других, тех, кому почему-то комфортно жить и работать в этом городе, никто не предлагает. Есть предложение просто задуматься о причинах и пределах собственного восприятия. Вспомнить, как учили нас классики «критического рационализма» о том, что когда Я думаю, что это думаю Я, на самом деле за меня и под видом меня могут думать реалии, к моему настоящему Я никакого отношения не имеющие. От этого же автора:МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |