Как советские с чешскими омулем мирились |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
27.08.2013 12:47 |
Байкальского омуля в Иркутске не было в 1970-е. И в 1980-е тоже не было. Да-да, это все из серии - сапожники ходят босые. Туляки кипятят чай не в самоваре, а в котелке. И пьют чай не с пряниками, а с сухарями.
Вот так было и у нас. Омуля не было ни в свободной продаже, ни в подпольной. Я, коренной иркутянин, пожалуй, только пару раз в те времена отведывал омуль. Вылов был запрещен. Ходили слухи про увлекающихся рыбалкой горожан, которым удается что-то поймать в Байкале и у которых на столе бывает омуль. Но вот в моей семье никто не рыбачил. Зато бабушка с дедушкой много рассказывали про прежние иркутские базары (особенно времен НЭПа), когда было так. Цитирую по памяти: «Идешь мимо рядов омулевых бочонков, а продавцы протягивают тебе кусочки омуля на пробу и кричат: «Попробуй у меня, у меня лучше всех»». Замечу, кстати, что даже в наши развитые в плане рынка времена я не припоминаю таких обильных предложений от торговцев - на предмет «снять пробу».
Сейчас существуют свои мифы, легенды и даже научные версии о том, почему при позднем (т.н. «развитом») социализме в столице Байкальской Сибири отсутствовал байкальский омуль. Слышал, например, такое. После строительства ГЭС уровень воды в Байкале поднялся. Это подорвало экосистему в том смысле, что прибрежные места, в которых выпасались омулевые мальки, переменились, малькам пастись стало негде - вот и сократилось поголовье, точнее, похвостье омуля. Да так, что пришлось запретить вылов. За последние 20 лет экосистема опять восстановилась. Пастбища для мальков возникли уже в формате нового уровня Байкала. Омуль опять народился и случился «омулевый ренессанс». Другая версия - оригинальная. После СССР браконьеры (и не только) перебили байкальскую нерпу. Не всю, но ощутимо. А у омуля два врага - человек и нерпа. Нерпы стало меньше - омуль размножился. Поэтому теперь недостатка в нем нет. Так и хочется добавить: еще бы людей подсократить. Но я пишу эту колонку для того, чтобы напомнить об уникальном «объясняющем мифе» - научные ученые называют такие мифы красивым словом «этиологические» (то есть, «объясняющие» причины того или иного феномена) – который имел место в Иркутске в советские времена. Иркутяне обогащали друг друга такой легендой. Советская власть омуль ловит, но отвозит его братско-социалистическим чехам. Почему именно чехам? Вот тут версии разнились. Самая крамольная, которую я слышал, звучала так: чехов надо как-то задобрить после того, как наши танки в 1968 году проехались по Праге. Москвичам, мол, свою икру отдавать чехам жалко, вот они байкальским омулем и расплачиваются. На такую версию следовало реагировать идеологически правильно. Я хорошо помню, как ответно высказался один дедок: «А белочехи-сволочи? Забыли, что они здесь творили? Танками в Праге мы просто с ними рассчитались. И нечего теперь кормить их нашим омулем». Такая вот была легенда про омуль, съеденный чехами, обиженными «доктриной Брежнева». Всегда, когда в августе вспоминают про «конец Пражской весны», про эту легенду вспоминаю.
МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |