И Байкал бы не помог |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
06.07.2015 15:06 |
Замахнусь на одну из святынь политической истории города Иркутска. Со святыней, тем более, ничего от этого не случится – она же «святыня истории», раз случилась, значит, из истории ее теперь топором не выковыряешь. Речь о решительном гражданском сопротивлении, которое оказали жители города И. весной 2006 года, когда митингами, флеш-мобами, медийными атаками отвели от Байкала угрозу – нефтепровод, который собиралась проложить по берегу родного озера циничная корпорация «Транснефть». Добились своего. Вынудили Путина взять в руки фломастер и перерисовать маршрут нефтепровода – так, чтобы в случае аварии, нефть вылилась не в Байкал, а в реки, которые в Байкал впадают. Короче, мы победили.А победили бы мы сейчас? Нет. Убежден, что нет. Почему? Начну издалека. С айфонов. Так называемый «евангелический маркетинг» вроде как придумали для корпорации Стива Джобса. Суть его в том, что покупатель не просто потребляет товар или услугу, но и сам становится разносчиком рекламной информации о них. Придумали это еще до айфонов, но те, кто не пользуется айфонами, страдают из-за этого от пользователей айфонов и поныне. Ибо те, словно апостолы, несут и несут «благую весть» каждому подвернувшемуся собеседнику. Интересно, что благодаря сначала блогам, потом благодаря социальным сетям (особенно фейсбуку!), явился во всей красе евангелический политический маркетинг. Получатели политических сигналов тоже стали играть роль их излучателей. Вроде бы хорошо для политики и агитации? Ага, как бы не так. Добровольцев-агитаторов никто не научил базовым правилам политической агитации: наезжать надо на политических врагов, а не на их сторонников, ибо иначе они никогда не перейдут на твою сторону. Грубо говоря, оскорблять надо Путина, а не его сторонников. Оскорблять надо Навального, а не тех, кто ходил на Болотную площадь. Ну и вообще сетевых добровольцев не предупредили, что политический маркетинг не работает как простой аналог маркетинга. Добровольцы-агитаторы не могут вести себя, как профессиональные политики, ибо не ведают правил политики. Потому оскорбляют не столько политических лидеров, сколько их сторонников – тех, с кем непосредственно общаются. Тем самым, не переманивая тех, кто не с ними, на свою сторону, а наоборот укрепляя их приверженность противоположной стороне. Не счесть людей, еще пять лет назад вполне равнодушных к Путину, а теперь превратившихся в боевых путиноидов - после общения в сетях с людьми с перекошенными хорошими лицами. Сам не встречал, но думаю, что хватает и оппозиционеров, ставших таковыми из-за хамства низовых путиноидов. Социальные сети развалили всю логику политической агитации. Вместо того, чтобы размывать группы политической поддержки, обеспечивать какую-то мобильность, выхватывать из чужих рядов колеблющихся, они начал эти ряды цементировать. Так вот сейчас в Иркутске едва бы были возможны массовые действия против трубы «Транснефти», как в 2006 году. Ибо активные граждане подумали, что придется на митинге стоять бок о бок с теми, с кем они ругаются в сетях. Или с теми, кто продемонстрировал какую-нибудь не такую личину в фейсбуке – плохо отозвался о Немцове, когда его убили, или не поддержал вежливую аннексию Крыма. И большинство уже не пошло бы ни на какие митинги. И даже Байкал никого ни с кем не объединил бы. Разве что молодежь пошла бы. Как из такой грустной ситуации будет выруливать общественно-политическая жизнь – ума не приложу. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
|