
И выборы в думу Иркутска, и последующие выборы ее председателя зафиксировали не просто давно известный политический факт – все возрастающую роль политических бизнес-семей в жизни области и областного центра – но и факт очередного усиления политической власти строителей в этом самом областном центре. Напомню для забывших (и сообщу для иногородних), что именно строительные семьи выступили пять лет назад основными героями конфликта региональной элиты с губернатором С.В. Ерощенко. Они же стали важнейшими спонсорами победы коммуниста С.Г. Левченко на губернаторских выборах 2015-го года. Мне доводилось беседовать с отдельными представителями этих семей. Ни один из них не сказал «нет» в ответ на мое предположение, что не включились тогда строители в губернаторскую игру, Левченко не выиграл бы выборы. У любой победы, как известно, много отцов, но, скажу как политолог, из версий от всех самоназванных отцов победы Сергея Георгиевича следует доверять только версии отцовства от иркутских строителей.

- Дореволюционный Иркутск: стройка на Ланинской улице (совр. Декабрьских событий)
С учетом всего этого, наверное, будет уместным высказать некоторые опасения – простого гражданина, простого жителя Иркутска – возникшие в связи с усилением политической власти иркутских строителей, которых мы все, конечно же, любим, уважаем, и которым за очень многое очень благодарны.
Начну с главного. Есть ощущение, что строители просто спят и видят, когда все население области снимется с обжитых мест и переедет в Иркутск или его пригороды, в котором и в которых строители построят для переселенцев много прекрасных, не очень красивых, но очень многоквартирных, умеренной степени комфортности домов. А еще сюда же ломанутся жители Бурятии и Забайкалья. И граждане братского Китая. Много для кого иркутские строители готовы распахнуть свои квадратные метры по сходной цене. И все в этой доброжелательности прекрасно, только в ней отсутствуют перспективы развития любого населенного пункта в области, кроме Иркутска.
Второй момент – и бизнесовый, и профессионально-психологический. Строителей не очень интересует целый набор пунктов, которые очень интересуют граждан, особенно тех из них, кто не хотел бы видеть в месте своего проживания просто благоустроенное спальное место и ничего сверх этого. Это и дороги, с развязками и виадуками, включая разные объездные, плюс дополнительные магистрали внутри условной Иркутской агломерации. Это и культурка. Это и образование с медициной. Это и скверы-газоны. Ну и многократно осмеянные принципы «город для пешеходов» и «город для велосипедистов», на которых помешаны современные фриканутые урбанисты, многие горожане тоже чтут и ценят. Увы, строителям это все не очень нужно и интересно. Им надо продать квадратные метры и побольше.
И еще бывает, что гражданам хочется чего-нибудь эстетически-продвинутого, элементарно красивого, стильного, архитектурно-уникального, за что потомки могли бы сказать пусть и сдержанное, но спасибо нам и нашим временам. Как мы благодарим иркутское купечество за отдельные образцы деревянной архитектуры, благодарим дореволюционные иркутские бизнес и общественность за «столичные» элементы на улице Карла Маркса. Как благодарим советских строителей за «сталинский классицизм» времен Сталина и «необрутализм» времен застоя от архитектора Павлова. Увы, и это все не очень интересует строителей с их квадратными метрами. Поэтому и ждешь с опасением частоколы многоэтажных толстых «свечек» вдоль всех дорог Иркутска, а не чего-то выдающегося.
Опасения можно продолжать набрасывать, я здесь обозначил самые главные. Ко всем опасениям, пожалуй, добавлю надежду. Надежду на то, что ошибся, и что иркутских строителей это все не касается, что они все это прекрасно понимают. Я умею признавать свои ошибки. И если ошибся, то признаю какое-то количество лет спустя, что был не прав, когда слегка напрягся, заопасался в связи со случившимся в 2019 году усилением политического участия строителей в жизни города И.
Нынешний мировой конфликт пролегает не по национальным границам, хотя внешне все выглядит именно так. Но на самом деле это столкновение двух диаметральных проектов будущего — глобального «по Швабу» и MAGA в любой его интерпретации.
С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
|