
Трамвай – мой любимый вид транспорта. Пожалуй, не точно выразился. Иркутский трамвай – мой любимый вид транспорта. Я прославляю иркутские трамваи при каждом удобном случае. Мои друзья шутят, что я нахожусь на секретном контракте с иркутским Трампарком, занимаюсь его, так сказать, пиаром. Это не так – не потому, что это не так, а потому, что и быть такого не может. Настоящий поклонник иркутских трамваев может любить их только бескорыстно. Любовь к трамваям не купишь.
Можно, конечно, задаться вопросом о причинах такой любви. Признаюсь, что она не вспыхивала во мне, а медленно прорастала в меня по мере того, как трамваи переставали быть переполненными, как в моем советском детстве. По мере того, как отпадали муки их многочасового ожидания, то есть ходить они стали значительно чаще, чем во все том же советском детстве. Есть немного в этой любви от удобства. Трамваи не стоят в изнурительных пробках, никто не смеет подпереть их. Это удобство не абсолютное – если с трамваем что-то случится или кто-то его все-таки подопрет, останавливается и растягивается мертвой гусеницей по путям множество трамваев. У любви к трамваям есть и давняя культурная традиция. Поэтами трамвай давно почитается самым романтическим видом городского транспорта – одинокий и упрямый корабль посреди океана городской жизни, символ кармической обреченности на линейность пути, романтический синтез электричества, механического звука и человеческого голоса.
Голоса трамваев это самое интересное. Я записываю голоса иркутских трамваев уже много лет. Вот кое-что из моих записей.
Разговорился с пьяненьким мужичком. Точнее, он со мной. Но я не пожалел. Мужичок порадовал прекрасным выражением.
- Начальник собрал всех нас сегодня и сообщил, что в начале следующей недели он применит «план Барбаросса».
- Это как?
- Это он так называет план сокращений. «План Барбаросса» у него давно готов. На следующей неделе приступит.
Кондукторша идет по трамвайному салону и педагогически призывает, программирует публику: «Так, эмоции не показываем! Показываем проездные. Я сказала: прячем эмоции, не прячем проездные!»
Девушка за спиной говорит по телефону. О литературе. Командует строгим голосом: ««Преступление и наказание» - дебильное! Я читала. Выбирай что-нибудь другое».
Кондукторша ругается на пассажиров. Один пассажир поднимает на нее печальные глаза и мудро говорит: «Давайте не будем ругаться. Вы - на работе, я - на работу... Мы ведь, если разобраться, одинаково несчастные люди».
В городе забастовка маршрутчиков. В трамваях переполнёж. Кондукторша кричит не умеющим «пихаться» молодым: «Ну что, пионеры, теперь узнаете, как оно, при советской-то власти было!»
Трамвайный певец зашел в трамвай, поднастроил гитарку, расправился, открыл рот, чтобы запеть: «Изменения в природе происходят год от года».
Стоящая рядом бабулька рявкает ему в ухо и на весь трамвай: «Работать, сучонок, не пробовал?»
Ну и шедевр всех времен и народов.
Ехал я как-то в трамвае. Рядом уселся мужчина с огромным похоронным венком. Жители города И. знают, что такие подсаживаются на рынке, рядом с которым – на улице Тимирязева – целая линейка агентств ритуальных услуг. Венок гражданин поставил себе на колени, но так получилось, что и мне на одно колено тоже - больно венок большой, двух колен для него мало.
«Хороший повод подумать о вечном»,- подумал я и начал думать о вечном.
Из мыслей о вечном меня выдернула кондукторша прекрасным вопросом, видимо обращенным к нам обоим: «Так, а ваша братская могила платила за проезд?»
Быстро накалякал об этом фейсбуке. Первый комментарий: «У вас там что, Одесса что ли?»
Почему Одесса? Иркутск!
Как пишут специалисты в области гражданское авиации, единовременные потери «Аэрофлота» после недавней хакерской атаки составили 250 млн рублей. Это то, что есть уже сегодня, то есть отмененные рейсы, пропавшие у пассажиров билеты и так далее. Всего же хакеры, которые в цифровом контуре национального авиаперевозчика сидели около полугода, нанесли ущерб порядка миллиарда рублей.
Конфликт между Таиландом и Камбоджей — это не просто спор о границе.
Американский Vogue — эталон стиля и законодатель мод — оказался в центре тихого, но очень знакового скандала. Причиной стал рекламный макет в августовском номере журнала, на котором красовалась модель, сгенерированная нейросетью.
Поддерживать архаику среди покоренных народов более выгодно, чем прививать им ценности цивилизованного общества.
А нет ли случайно у кого инициативы насчет того, чтобы штрафовать депутатов Госдумы за дискредитацию самой Госдумы?
|