Гибридная политика для виолончели с оркестром |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
28.01.2019 07:35 |
26 января «специальным гостем» (это словосочетание из официальных новостей) Иркутской областной филармонии стал виолончелист Сергей Ролдугин. Он принял участие в концерте Губернаторского симфонического оркестра и Камерного хора. Концерт был посвящен памяти жертв Холокоста, о чем почему-то не сообщалось в изначальных новостях о выступлении Ролдугина в Иркутске. Международный день памяти жертв Холокоста был на следующий день после концерта, но в данном случае это не имеет никакого значения. Уверенно предположу, что Ролдугин это второй по значимости «политический виолончелист» в музыкальной истории России. Первое место за Мстиславом Ростроповичем, второе за Ролдугиным, причем, это виолончелисты с разными, можно сказать, что с противоположными политическими знаками.
Истоки этой «политичности» в далекой виолончелистской юности, о которой Ролдугин оставил, например, такое трогательное воспоминание: ««Володя учился вместе с моим братом. Я жил в другом городе, и, когда оказался в Ленинграде, брат рассказал мне про Вовку. Он приехал к нам с братом, и мы познакомились. Это было, кажется, в 1977 году. Встретились и уже не расставались. Он мне просто как брат. Раньше, когда мне некуда было деться, я шел к нему, и у него спал и ел. Так вот, познакомились. Потом меня забрали в армию, я служил в Ленинграде. Он как-то приехал ко мне на своем «Запорожце». Я через забор перелез и убежал в самоволку. И мы поехали кататься на машине по ночному Ленинграду. У машины глушитель был сломан, мы с ним гоняли и пели песни». Воспоминание это выглядит вполне рядовым, но перестает быть таковым, если вспомнить, что упоминаемый Вовка-Володя это непрерывно действующий президент России Владимир Владимирович Путин. Если честно, из воспоминаний Ролдугина толком непонятно, что именно могло довести дзюдоиста и виолончелиста до состояния «братской дружбы». Наверное, просто молодость. Еще пара интересных фрагментов из виолончелистских воспоминаний. «Вовка сразу сказал мне, что работает в КГБ. Практически сразу. Может, он и не должен был этого делать. Некоторым он говорил, что работает в милиции… А потом я его спросил: «Я - виолончелист, я играю на виолончели. Я никогда не смогу быть хирургом. Но я - хороший виолончелист. А у тебя что за профессия? Я знаю, ты - разведчик. Не знаю, что это значит. Ты кто? Что ты можешь?» И он мне сказал: «Я - специалист по общению с людьми». На этом мы разговор закончили…». «Мы с Вовкой после работы в филармонию иногда ходили. Он меня спрашивал, как правильно слушать симфоническую музыку. Я ему пытался объяснить. И вообще, если вы его спросите сейчас про Пятую симфонию Шостаковича, то он вам очень подробно расскажет, о чем там, потому что ему страшно нравилось, когда он слушал, а я объяснял». Юношеской дружбы, впрочем, мало для того, чтобы стать самым политическим виолончелистом современной России. Даже невероятно смешной пассаж из Википедии: «Сергей Ролдугин является крестным отцом старшей дочери Путина, и в этом качестве авторитетно подтвердил наличие у Путина внука» - не сделает тебя таковым. Настоящая политика в жизни именитого музыканта началась в 2016 году, когда он оказался самым обсуждаемым российским героем так называемого «Панамского досье», в котором предстал владельцем нескольких оффшорных компаний и двух миллиардов долларов. Ролдугин тут же стал любимым музыкантом Алексея Навального, был объявлен передовой общественностью одним из исчадий путинского коррупционного ада и с тех пор рассматривается общественными передовиками в качестве этакого держателя теневого кошелька нашего президента. И вот такой виолончелист выступает в Иркутске, славном на всю страну своей оппозиционностью, в регионе с губернатором-коммунистом и активно действующим штабом сторонников Навального. Выступает с ГУБЕРНАТОРСКИМ симфоническим оркестром. Вы думали, что все знали про политическую гибридность? Нет, не все. Знайте еще и это. Билеты, кстати, стоили недорого, от 400 рублей. Вполне коммунистические, некоррупционные цены. Никаких остроумных акций протеста в оппозиционном городе, насколько я могу судить, не было. Специально заглянул в аккаунты наиболее знаковых иркутян – из активных борцов с тираническим режимом, воображающих себя этакими пионерами-подпольщиками в фейсбуке. Никакой реакции на гибридное музыкально-политическое событие. Ну, это и прекрасно. Пусть в Иркутске, одном из активно действующих очагов нынешней холодной гражданской войны, хотя бы в области струнной музыки царит теплокровный политический мир. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |