Дети декабря |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
28.12.2015 10:44 |
Это последняя моя колонка в уходящем году. Пожалуй, обойдусь в ней без обычных «итогов года» и новогодних поздравлений, и вот почему. В минувшую субботу исполнилось 190 лет восстанию декабристов. Формально это восстание может быть отнесено к категории т.н. «дворцовых переворотов», многие историки дореволюционной России так его и интерпретировали. Однако, в отличие от переворотов, оно имело слишком открытый характер – противостояние на Сенатской площади – а уж по своим последствиям в виде влияния на общественную мысль с дворцовыми переворотами просто несопоставимо. В кругах нашей либеральной интеллигенции принято считать, что действующая власть всячески боится памяти о декабристах, старается лишний раз о декабристах не вспоминать, а если и вспоминать, то в жанре конспирологической мифологии - британский шпионаж, масонские козни и все такое. Интеллигенты считают, что власть боится невольных ассоциаций между площадью Сенатской и площадью Болотной, поэтому недолюбливает декабристов. Честно сказать, не разделяю этой концепции «очередного преступления Путинского режима». Во-первых, не так уж все и запущено, если начать разбираться. Во-вторых, восстание 1825 года не родилось из широкого гражданского движения (про «страшно далеки они были от народа» мы знаем со школы). Оно представляло собой, как бы мы сейчас сказали, внутриэлитный конфликт, так что является «дурным примером» для всяких Кудриных и Вексельбергов, обычных граждан «дворянская пугачевщина» едва способна вдохновить на подвиги противостояния нынешнему самодержавию.
Впрочем, очевидно, что прежнего «культа декабристов», который помнят все, кто застал советские времена, сейчас не существует. Мне кажется, он исчез еще в 1990-е – декабристов выплеснули из отечественной истории вместе с большевиками (ибо с декабризма начал родословную большевизма В.И. Ленин в своей знаменитой статье про «три главных этапа освободительного движения в России»). «Заплеснуть» их обратно при нынешнем разгуле государственничества возможно руки просто не доходят. Так-то это не проблема – того же Ельцина нынешняя власть вполне себе встроила в историю самой себя. В любом случае иркутянину грех не вспомнить о 190-летнем юбилее (пусть и не таком красивом, какой будет через 10 лет). Иркутянам не надо объяснять, какую роль играют декабристы – или декабристский миф – в городской идентичности. Роль, которая намного превосходит реальную роль, сыгранную ими в реальной истории города. Процитирую немного Марию Волконскую: «Приехав в Иркутск, главный город Восточной Сибири, я нашла его красивым, местность чрезвычайно живописною, реку великолепною, хотя она и была покрыта льдом… Моему удивлению и восторгу не было предела, когда я увидела клавикорды, которые моя милая Зинаида Волконская велела привязать сзади моей кибитки, тихонько от меня. Это внимание было тем более ценно, что в то время во всем Иркутске имелось лишь одно фортепьяно, которое принадлежало губернатору. Я села играть и петь и не чувствовала себя уже такой одинокой…». Хороший отзыв. Город красивый, местность живописная, река великолепная, фортепьяно одно на весь город, да и то губернаторское. Иркутск XIX века – город, растворенный в природе и придавленный губернатором. С тех пор мы очень подросли и оперились. Даже немного жаль, что все взлететь не можем. В далекие советские времена моя мама говорила мне, ребенку, что декабристы это круче, чем большевистские пролетарии. Последним, мол, действительно нечего было терять, а эти потеряли все. Я немного удивлялся политической несознательности мамы, но все равно – «угол зрения» был задан ею на всю оставшуюся жизнь. Присматриваясь к тому или иному «герою», первым делом всегда пытаюсь понять, есть ему что терять или нет? Кстати, и Мария Волконская понимала суть этого безупречного оправдания попытки подрыва стабильности, в которой принял участие ее муж. Процитирую мой любимый фрагмент из ее записок: «Я не дерзну излагать историю событий этого времени: они слишком еще к нам близки и для меня недосягаемы; это сделают другие, а суд над этим порывом чистого и бескорыстного патриотизма произнесет потомство. До сих пор история России представляла примеры лишь дворцовых заговоров, участники которых находили в том личную для себя пользу…». Вопрос к самому себе, а когда ты в последний раз совершал действие, в котором не было для тебя совсем никакой личной пользы? – один из самых важных экзистенциальных вопросов. Ну и подумать о женщинах, способных оценить вот это «не ради личной пользы» - тоже немаловажно. Эти люди XIX столетия, поднявшиеся над собственной пользой, и сейчас важны для нас, для нашего города. Вспомним их добрым памятным словом. Ведь и мы, иркутяне, в каком-то смысле – дети того декабря. Декабря 1825-го года. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |