Бубнит валет зарёю новой |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
29.08.2022 09:28 |
25 августа в Иркутском областном музее имени В. П. Сукачева открылась выставка «Бубновый валет». Выставляются произведения отъявленного художественного хулиганья времен «серебряного века» русской культуры из коллекции Русского музея. «Бубновым валетом» сначала называлась выставка неформатных творцов (1910-1911 гг.), потом это словосочетание стало условным названием тусовки русских художников, относящихся к так называемому «раннему авангарду». С учетом того, что сейчас для русской культуры настали времена внешней изоляции (и частично самоизоляции), замечу, что русский художественный авангард в мировой культуре является таким же вкладом (и брендом) русской культуры, как «русский роман» Толстого и Достоевского, пьесы Чехова, русская оперная и симфоническая музыка, русский балет и прочий «медведь с балалайкой в одной руке и с бутылкой водки в другой верхом на космическом спутнике». Если кто в нынешние времена чрезвычайного международно-политического обострения еще не забыл непосредственно предшествовавшее наступлению этих времен открытие Олимпиады в Сочи, то наверняка помнит, что тема русского авангарда обыгрывалась в том действительно интереснейшем шоу вместе с первым балом Наташи Ростовой и прочими достижениями русской культуры, аукнувшимися во всем мире, включая нашу кровавую революцию и беспощадную индустриализацию (под музыку Шнитке и Свиридова) и хит «Нас не догонят» легендарной группы «Тату» с её образами неисправимо запущенной неправильной сексуальности.
С выставками коллекций «Русского музея» и «Эрмитажа» в Европу теперь не сунешься – блок НАТО не пустит. Поэтому правильно, что музеи северной столицы принялись окормлять своими сокровищами провинцию. Приятно и то, что в Иркутск – город, в последние двадцать лет ощутимо растерявший свой культурный авангардизм и очень даже преуспевший в укреплении культурного консерватизма – «Русский музей» отправил полотна хулиганов, сокрушителей устоев, нарушителей канонов, творивших под негласным девизом «Поймаем общественный вкус в сортире – и там ему пощёчину замочим!» Для человека, далекого от искусства, но хотя бы чуточку гуманитарного, из круга «Бубнового валета» о чем-то говорят имена Давида Бурлюка, Владимира Татлина и, может быть, Петра Кончаловского и Роберта Фалька. Но приехавших имен – целый десяток. Отличная возможность продвинуться в культурном саморазвитии. Знаю, что имеется озабоченность, поймет ли та часть публики, что придет в музей по так называемой «пушкинской карте» живопись «бубновалетовцев»? Не возникнет ли вопрос, и что тут такого? Этот вопрос всегда напрягает искусствоведов и музейщиков, потому что, как я понимаю, никто так и не придумал, как ловчее на него отвечать. В самом деле, приехавшие в Иркутск картины не оставляют ощущения какой-то «забубенно-сложной» живописи – перед нарочитой сложностью у публики все-таки принято склоняться-преклоняться по определению. Для того, чтобы врубиться в эту живопись, надо хотя бы отчасти представлять себе культурный контекст времен столетней с лишним давности, обстоятельства, условия, среду предгрозового десятилетия российской истории. А как его представишь-то? На «пушкинской карте» ничего про это не написано. Позволил себе дать совет, который продублирую здесь. Следует всячески рекомендовать собирающимся посетить выставку не тратить время на энциклопедии и учебники, а просто найти в ютубзике первую серию советской экранизации романа А. Н. Толстого «Хождение по мукам». На всякий случай замечу, что первая часть романа гениальна, вторая неплоха, а третья просто дрянь (ибо писалась не в эмиграции, а под бдительным сталинским оком). Так вот, на мой взгляд, первая серия «Хождения по мукам» остается с семидесятых прошлого века лучшей экранизацией «серебряного века». Там показаны и грезы об очистительной катастрофе, и тусовки футуристов с провозглашением пафосного «Человек должен быть голым и свободным», и картины футуристов, и поэт Блок (он там поэт Бессонов), там даже читают стихотворение Бурлюка «Утверждение бодрости». Там есть все, что надо для посещения «Бубнового валета», включая двух безупречных красавиц – томно-порочной в исполнении С. Пенкиной и нервически-невинной в исполнении И. Алферовой. Так что «пушкинская дорожная карта» должна быть такой. Сначала кино – первая серия «Хождения по мукам», потом Иркутский музей. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: ![]() В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло. |