
Егору Кузьмичу Лигачеву неделю назад (плюс один день) стукнуло 100 лет. В голове не укладывается. Это же человек, который наверняка вообще никак не известен современной молодежи. А для тех, кто выжил в перестройку и девяностые, это человек из совершенно другой эпохи – которая то ли была, то ли приснилась нам. Признайтесь, товарищи сверстники, вас же посещают сомнения в том, что последнее коммунистическое усилие, предпринятое нашим отечеством – завязать с бухлом и очистить морально-безупречный, в основе своей чистый, как девичья слеза, ленинский социализм от сталинско-брежневской накипи – оно действительно было, а не приснилось?

Ну, кто не жил тогда, тот всегда может поинтересоваться в учебниках, чем все закончилось. Старенький СССР решил начать новую жизнь, вылез из теплой, пропахшей потом и мочой постели, совершил последнюю физкультурную пробежку, попробовал подтянуться на турнике и упал замертво. В декабре 1991 года в нашей стране началась жизнь, в которой о Егоре Кузьмиче Лигачеве уже не вспоминали, хотя в самый яркий и где-то даже животворящий период перестройки (1987-1989 гг.) о нем вспоминали – чаще недобрым словом – ежедневно.
Поздравлю Кузьмича по-нашему, по-иркутски – то есть, иркутским воспоминанием.
С 11 по 13 ноября 1988-го года в городе Иркутске во Дворце Спорта происходил грандиозный рок-фестиваль. Готов уверенно предположить, что по смыслам и эмоциям это был главный фестиваль во всей рок-истории Иркутска. Время такое было. То самое, когда рокерам еще можно было героически бросаться на амбразуру с совковым пулеметом, зная, что пулемета там нет или к нему закончились патроны. Спасибо за этот яркий образ рок-критику тех времен Илье Смирнову, я пользуюсь этим образом уже много лет. Добавлю, что полной уверенности в отсутствии пулемета или патронов в конце 1988 года еще не было, а значительная часть молодежной публики в том иркутском Дворце Спорта могла еще быть уверена в том, что пулемет и патроны есть, поэтому каждое героическое рокерское действие выглядело настоящим героизмом. Никаких иллюзий по поводу крепости советской власти не останется уже в следующем году, но в 1988-м году передовой молодежи еще могло казаться, что она бросает вызов настоящему Дракону.

Самым крутым на фестивале оказался владивостокский бард Александр Дёмин. Незадолго до этого наш главный иркутский рок-критик Олег Львович Воронин провозгласил, что Дёма очень скоро задвинет Бориса (не Ельцина, а Гребенщикова). Предсказание не сбылось. И Дёмина, и Воронина давно уже нет на этой земле. С Борисом Гребенщиковым все в порядке.
В перестроечной политике тогда Егор (Лигачев) временно задвинул Бориса (Ельцина), однако Борису оставалось ждать недолго. Уже в следующем году начнется триумфальное возвращение Ельцина в политику.
На фестивале выступала московская эстетская группа (дуэт) «Диана».
Она пела обалденно-хитовую песню и полный зал прогрессивной революционной молодежи подпевал всей толпой:
«На столе горит свеча,
День рожденья Кузьмича,
Будь же крепок как кирпич
Уважаемый Кузьмич».
Все понимали, что это про Егора Кузьмича Лигачева, секретаря ЦК КПСС – дремучего партаппаратчика, совка, мракобеса, душителя свобод, что особенно важно, врага рок-музыки и молодежи. Личного врага Бориса Ельцина. Мы знать не знали, что у Лигачева день рождения в ноябре. С этим знанием на ноябрьском фестивале песня звучала бы еще забавнее.
Прошло тридцать два года. Уже давно нет КПСС и СССР. Ельцина тоже нет. Что касается той прогрессивной молодежи 1980-х, то, как говорится, иных уж нет, а те далече.
Что же касается Егора Кузьмича, он отпраздновал 100-летие. Ну что тут скажешь, кроме того, что было сочинено тридцать с лишним лет назад? «Будь же крепок как кирпич, уважаемый Кузьмич!» Мы, молодые и прогрессивные того времени, победили твой СОВОК, а ты победил всех нас. Ты нас сделал! Делить нам больше нечего. Обнимемся.
Нынешний мировой конфликт пролегает не по национальным границам, хотя внешне все выглядит именно так. Но на самом деле это столкновение двух диаметральных проектов будущего — глобального «по Швабу» и MAGA в любой его интерпретации.
С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
|