Сити-менеджер, дьявол и детали |
Автор: Галина СОЛОНИНА, журналист |
27.12.2014 10:00 |
Закон о введении в Иркутске должности главы администрации (сити-менеджера) принят. Противники и сторонники этого «проекта», еще так недавно ломавшие копья, разошлись опустошенные – одни разочарованием, другие – неопределенностью. А между тем самое интересное только начинается.
Итак, закон принят. В нем зафиксировано три основных элемента. Первый: мэр Иркутска будет избираться из состава депутатов Думы (прямые выборы отменяются). Второй: должности главы города и главы администрации города отныне разделяются (раньше мэр был един в двух лицах). Третий: глава администрации (сити-менеджер) назначается по итогам решения конкурсной комиссии, в которой половина состава формируется губернатором Иркутской области, другая половина – депутатами городской думы. Схема в целом понятна. Но остается очень много подводных камней. Первый – срок полномочий сити-менеджера. Уже прозвучали две версии относительно того, какой срок установить. Первая – со стороны разработчиков, ее озвучила начальник главного правового управления аппарата губернатора и правительства Иркутской области Анна Выштыкайлова. По ее словам, контракт сити-менеджера должен завершаться в момент истечения полномочий городской думы, которая будет его утверждать. Можно контракт прервать, но не ранее чем через два года с момента подписания. Жесткие условия, и сразу видны пороги, о которые споткнется город и регион. Два года – это слишком большой срок, чтобы убедиться в бездарности чиновника. За два года можно разрушить все, что угодно, только одним своим бездействием. Есть еще одна болезненная и тонкая политическая тема – это соотношение сроков полномочий сити-менеджера и губернатора. Допустим, губернатор Сергей Ерощенко высказывается в поддержку Ивана Иванова – кандидата на должность сити-менеджера. Иванов занимает должность и начинает выстраивать эффективную схему работы с областным правительством. Схема работает, ура! Но осенью не исключены выборы самого губернатора. Чисто гипотетически (почему бы не рассмотреть такую модель, мы же должны быть ответственными за свое будущее и закладывать все возможные варианты развития событий), Сергей Ерощенко отказывается баллотироваться на эту должность – например, из-за перехода на другую работу; или проигрывает выборы другому кандидату. И тогда мы получаем ситуацию, при которой Ивану Иванову придется работать с другим губернатором, а тому – с Иваном Ивановым. И не факт, что традиционная конфронтация между губернатором и мэром Иркутска не состоятся, а ведь разработчики законопроекта в качестве одного из аргументов «за» называли уход навсегда от этой конфронтации. И здесь есть другой вариант сроков полномочий для сити-менеджера, его озвучил профессор, доктор юридических наук Сергей Шишкин – установить испытательный срок для сити-менеджера, заключив с ним контракт сначала на один год, а уже по прошествии этого времени приняв решение – продлевать или нет. Это уже лучше. Но тогда сити-менеджер превращается в политическую игрушку, которой играют и губернатор, и депутаты. Он будет вынужден соответствовать их требованиям и запросам, что не всегда хорошо сказывается на работе. Возможно, нужны симметричные временные рамки? Срок полномочий сити-менеджера должен зависеть не только от срока полномочий муниципальной думы, но и губернатора, который принимал участие в его назначении. Можно оставить за следующим губернатором право созвать новый состав конкурсной комиссии или же подтвердить полномочия действующего сити-менеджера. Но, на мой взгляд, нельзя этих двух чиновников ставить в ситуацию «любви по принуждению», никому от этого хорошо не будет. Второй подводный камень – это сама конкурсная комиссия. Как она будет формироваться, какими полномочиями наделят ее членов? Будет ли это разнарядка – голосовать за того-то (как это водилось при представительстве интересов государства в акционерных обществах)? Или комиссии позволят реально работать, и ее члены смогут сами определять, насколько компетентен соискатель? Что-то подсказывает, что будет выбрана модель с «акционерными обществами»… Но есть более «интеллигентный» вариант. Его, кстати, тоже озвучил Сергей Шишкин: губернатор имеет возможность пригласить в комиссию уважаемых горожан и им доверить право голоса. Без рекомендаций и указивок. Тогда бы был смягчен негативный имиджевый эффект от отмены прямых выборов мэра. Жаль, что в живых уже нет Юрия Ножикова, Юрия Тена и других, кому можно было безоговорочно делегировать свое право выбора. Но есть другие уважаемые люди, например, региональный уполномоченный по правам человека Валерий Лукин, академик Михаил Кузьмин, писатель Валентин Распутин, пианист Денис Мацуев и другие. Да, не все из них живут в Иркутске, но все они – патриоты города, а это важнее. Что они понимают в городском хозяйстве? Но для этого можно назначить консультантов. Не сомневаюсь, что такие люди сделали бы ответственный выбор. Третий подводный камень – это требования для соискателей должности. Не секрет, что их можно составить по методике Прокруста – никто не будет подходить, за исключением определенного человека, под кого все и выстраивается. Вот здесь неплохо бы добиться определенности, поскольку этот момент – наиболее коррупциогенен и требует (как мне кажется) максимально детального прямого прописывания в уставе города. Если требования будут утверждаться в форме подзаконных актов – распоряжений, приказов и т.д., то участникам проекта «выборы сити-менеджера» будет слишком сложно удержаться от соблазна передернуть карту. Четвертый камень в нашей череде порогов – это сам контракт с сити-менеджером. Хорошо бы, чтобы там было как можно меньше места для самодеятельности. Оптимально, если документ представят на обсуждение широких народных масс на этапе публичных слушаний по изменению устава (если таковые слушания вообще состоятся). А если не состоятся – то на обсуждение хотя бы профессиональному юридическому сообществу: Ассоциации юристов, юридическому институту ИГУ, юридическому факультету БГУЭП, Правовой академии и др. Контракт должен быть составлен грамотно, чтобы избежать таких сложностей, как в Братске, когда из-за этой бумажки город погрузился в длительный управленческий хаос. Состоится или нет в Иркутске институт сити-менеджмента, сейчас зависит именно от этих деталей. Интересно, но самой распространенной фразой при обсуждении реакционного закона, лишившего иркутян права прямых выборов мэра, была старая французская поговорка: «Дьявол кроется в деталях». И если эти детали отшлифовать до божественного блеска, то можно будет избежать прогнозов противников сити-менеджмента по поводу грядущего ада в Иркутске. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |