Школа «возвращается в СССР»: повод для нового раскола в обществе |
Автор: Алексей Макаркин, политолог |
26.01.2023 17:46 |
Возвращение советской патриотической литературы в обязательную школьную программу может привести только к росту двоемыслия, причем с обеих сторон — и у учеников, и у учителей. Первые в большинстве своем будут просто игнорировать эти книги, прагматично предпочитая пересказы, которых для подобных случаев немало в интернете. Что касается учителей, то в школах за три десятилетия сменилось поколение, и для немалой части педагогов официальная советская литература выглядит архаичной — они либо не читали ее вовсе, либо (те, кто постарше) формально «проходили» в позднесоветской школе.
Поэтому если вводить «обязаловку», то можно получить новую формальность — эти книги снова будут «проходить», причем в условиях, когда нет «железного занавеса» и детям и подросткам куда доступнее культурные альтернативы. Кстати, в советское время официоз ненамеренно способствовал такому интересу к нацизму (что вылилось в постсоветские годы в массовое издание литературы, оправдывающей нацизм), какой современному Западу и не снился. Впрочем, сейчас именно это вряд ли произойдет, так как значительно сильнее притяжение глобального мейнстрима. Звучат и предложения изъять из школьной программы «Архипелаг ГУЛАГ». Хотя в реальности «Архипелаг» может предложить для изучения учитель — разумеется, в сильно сокращенном варианте — тем школьникам, которые выбирают продвинутый курс литературы. Но здесь также вопрос ментальный: если изъять «Архипелаг», то это станет сигналом как идейного реванша, так и всесилия государства над личностью, против чего Солженицын боролся всю жизнь, вне зависимости от того, как менялись его взгляды по другим вопросам. Что же касается родительских организаций, то в нынешнее плюралистичное время при желании можно легко найти структуру, которая поддержит любые меры по возврату прошлого, равно как и по закручиванию гаек. Недавний скандал в Ставропольском крае, когда педагог ударил ученика нагайкой, вызвал одобрительный комментарий со стороны руководителя местного «родительского собрания», назвавшего это «возобновлением воспитательных, а не только образовательных функций в учебных заведениях». Но в реальности раскол между родителями будет усугубляться. Одни стремятся воспроизвести школу своего детства с возможным дополнением ее некоторыми дореволюционными практиками (хотя телесные наказания были отменены еще при Александре II и сохранялись лишь на семейном уровне: «Сидоров старший лупил Сидорова младшего как сидорову козу»), другие в случае распространения подобных тенденций получат еще один аргумент для релокации. Вместе с детьми. Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |