Опасная игра: охота на «неправильных артистов» |
Автор: Telegram-канал «Юрий Долгорукий» |
23.07.2025 13:55 |
Должны ли творцы популярной культуры быть еще и нравственными ориентирами? - Мы сами создали эту систему, в которой музыкант, актер или писатель — не просто автор песен, фильмов или книг, а чуть ли не проповедник, обязанный соответствовать ожиданиям аудитории и властей. Вспомните 2000-е, когда телеэфир был заполнен ток-шоу, где звезд расспрашивали не столько о творчестве, сколько об их взглядах на жизнь, политику и мораль. Мы сами превратили их в публичных моралистов — и теперь удивляемся, почему их слова воспринимаются как угроза. Феномен отчуждения произведения от автора — не новость в мировой культуре. Когда-то Ролан Барт провозгласил «смерть автора», утверждая, что текст начинает жить самостоятельной жизнью после создания. В западной традиции это давно стало нормой: можно любить фильмы Пола Верховена, не разделяя его взглядов, или слушать Вагнера, осуждая его антисемитизм. Но в нашем культурном пространстве такая сепарация почти невозможна — мы упорно цепляемся за миф о единстве творца и творения. История знает массу примеров, когда великое искусство создавали далеко не идеальные люди. Караваджо был убийцей, Пикассо — женоненавистником, Есенин — дебоширом. Но разве это умаляет ценность их творчества? Советская культура, кстати, прекрасно умела отделять произведение от автора — вспомните, как исполняли песни Вертинского, хотя сам он долгие годы был эмигрантом. Современная же Россия в этом смысле сделала шаг назад, введя практику «культурного остракизма». Парадоксально, но именно массовая культура — та самая, которую часто обвиняют в поверхностности, — демонстрирует здоровый подход к этому вопросу. Миллионы людей слушают The Beatles, не задумываясь о политических взглядах Леннона, или смотрят «Крестного отца», не вспоминая о биографии Пьюзо. Поп-культура инстинктивно понимает: произведение — это отдельная вселенная, которая должна оцениваться по своим внутренним законам. Нынешняя же ситуация, когда каждое высказывание артиста подвергается тотальной проверке на благонадежность, напоминает худшие времена средневековой охоты на еретиков. Такой подход не просто уничтожает культуру — он превращает ее в заложника политической конъюнктуры. Культура либо свободна, либо ее нет. И ее «делают» не авторы произведений, а люди, которые их выбирают в качестве любимых, которые видят в них что-то важное и ценное. После этого творение начинает жить совершенно отдельной от творца жизнью. Поэтому если мы действительно хотим сохранить наше наследие, пора наконец признать простую истину: песня — не манифест, фильм — не присяга, а певцы, писатели и режиссеры не равны своим песням, книгам и фильмам. Telegram-канал « МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |