Доверие в обществе, полном катаклизмов: возможно ли оно? |
Автор: Андрей Прокофьев, polit.ru |
06.07.2020 12:45 |
Экономика буквально пронизана проблемой доверия в тройном измерении, будто утыканный спицами клубок. Коммерсант должен доверять контрагенту, они оба — государственным институтам, и тем и другим должны доверять люди как покупатели и как граждане. Когда люди уверены в самой экономике, они чувствуют себя уверенно на рабочем месте, больше тратят, способны брать на себя больше риска, становиться предпринимателями.
Недоверие выигрываетВ США существует еженедельный Индекс доверия экономике, который вычисляет агентство Gallup. Доверие в экономике носит агрегированный характер, и, в свою очередь, положительно или отрицательно влияет на экономику. Влияние факторов доверия еще до конца не изучено, но, по мнению ряда экономистов, среди которых академик РАН Виктор Полтерович, научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг, многие их коллеги, например, нобелевский лауреат Дуглас Норт, сейчас доверие скорее теряется в самых разных сферах. И едва ли новый кризис спровоцирует его рост. «В настоящий момент недоверие выросло до таких колоссальных масштабов, что стало одной из самых серьезных помех экономическому развитию. Потерянное время на перепроверку — это потерянные деньги, потерянные возможности. Возьмем Южный поток. Мы поверили, начали прокладывать. Болгария по какой-то причине отказывается, и мы потеряли не только возможности, но и время, и деньги, — отметил на одной из конференций ВЭО России президент Общества Сергей Бодрунов. — Возьмите банковскую систему. Почти половина затрат банков — как правило, это затраты на перепроверку транзакций. Вот вам, пожалуйста, доверие как фактор экономики в чистом виде. Кристина Лагард не зря на Международном экономическом форума в Санкт-Петербурге вспомнила пословицу, правда, по-своему ее трактовав, о том, что доверие приходит пешком, а уходит на коне».
Как изучать доверие?В первую очередь, нужно определиться с тем, что экономика не ограничивается макро- и микроэкономикой, а также другими точными дисциплинами. Научный сотрудник Института Адама Смита Тим Уорстолл в одной из статей в Forbes писал: «Довольно странно считать что-то настолько огромное, как экономика США, только тем, чувствуют ли себя люди в этом месяце хорошо или плохо (я имею в виду индекс потребительского доверия). И, естественно, экономика не двинется с места от этого знания. Вся экономическая наука существует на тонких гранях. Чем больше люди доверяют, тем чуть меньше они сэкономят, чуть больше потратят, чуть больше рискнут, в общем, примут чуть больше участия в экономической деятельности. Это приведет к общей экономической активности, а это, в свою очередь, — к экономическому росту».
Ощутимые последствия отсутствия доверияОтсутствие доверия приводит к разного рода перегибам, которые сейчас активно изучают, чтобы выработать рецепты против них, поскольку при отсутствии доверия невозможны реформы, которые так требуются многим и российским, и международным системам. Так, в развивающихся экономиках недоверие порождает так называемые институциональные ловушки. Академик Виктор Полтерович, который изучает эту тему, дает обычно такое, не очень строгое, определение этого явления: институциональная ловушка — это такое состояние системы, такая норма поведения агентов, при которой каждый из них не может предложить что-то лучшее, но все вместе при этом проигрывают в том смысле, что если бы они договорились и скооперировались, или нашли орган или механизм для руководства процессами этих агентов, то могли бы прийти к такому состоянию, когда всем будет лучше. Даг Воллебек, профессор Норвежского института социальных исследований, приводит такой пример: «Наглядная модель социальной ловушки — это перекресток, на котором водители, не доверяя друг другу, спешат объехать других. В результате возникает затор, который останавливает движение на всей улице». У Полтеровича — более развернутая метафора: «Давайте рассмотрим класс, в котором могут существовать две нормы поведения: первая норма — все списывают друг у друга, вторая норма — списывание не является стандартом. Предположим, что возобладала норма списывать. Все списывают. Выгодно ли кому-то отклониться от этой нормы? Понятно, что не очень, потому что если человек говорит „Я не списываю и никому списывать не даю“, это означает, что он отчуждается от класса. С другой стороны, и преподавателю трудно найти кого-нибудь, кто был бы ответственным за это, и шансы, что кто-то будет наказан, чрезвычайно малы. Возникает ситуация, что чем более последовательно выполняется эта норма в классе, тем более она устойчива. Тем труднее от нее отклониться. Рассмотрим прямо противоположную ситуацию, когда списывание не принято. Если кто-то спишет, то на него обратят внимание, и он будет немедленно наказан. Не стоит доказывать, что честное поведение более эффективно для всей совокупности учеников в классе. И этот пример показывает, что неэффективная норма может быть устойчива».
Каким образом можно провести реформу в условиях ловушки?В лекции по теории реформ в лектории Полит.ру академик в частности, привел, одну из возможных форм: «Очень важно начинать с наиболее информативных реформ и реформ, дающих быстрый положительный эффект. Что значит „наиболее информативных“? Вы задумали какую-то последовательность реформ, вы запустили какую-то часть из них и дальше можете посмотреть, к чему это приводит. Если вы не проводите все реформы одновременно, у вас есть шанс скорректировать план реформ. Значит, важно запускать наиболее информативную реформу, и очень важно получить быстрый положительный эффект, потому что только тогда вы убедите общество, что реформы действительно полезны. А это очень важно: социальное сопротивление способно погубить любые, даже самые хорошие реформы.
МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |