Совет из-за бугра: Путину бы надо сменить «капитанов экономики» |
Автор: Генри Фой, Financial Times |
27.02.2020 08:51 |
«Когда в прошлом месяце Владимир Путин принял решение предпринять действия, направленные на стимуляцию слабого роста валового внутреннего продукта в России, он сделал то, что делают большинство национальных лидеров: уволил нескольких политиков и провел перестановки в рядах тех, кто, по крайней мере, теоретически, управляет экономикой страны с оборотом 1,6 трлн долларов. (…) Но министры и советники — не единственные рычаги, которые есть у Кремля для влияния на экономику России. И они, можно сказать, даже не самые сильные. Перетряска уютной группы людей, назначенных руководить крупнейшими российскими компаниями, контролируемыми государством, послужила бы более сильным сигналом о намерениях», — пишет обозреватель Financial TimesГенри Фой.
«Через государственные фонды и Центральный банк правительство России контролирует четыре из пяти крупнейших компаний страны, а также десятки крупнейших работодателей, инвесторов и кредиторов. (…) Управление этими корпоративными гигантами, вероятно, более важно, чем то, кто ходит по коридорам министерств, и часто предполагает более тесную координацию с Кремлем», — подчеркивается в статье. «Тем не менее, эти мужчины — а они все неизменно мужчины — которые управляют этими компаниями и их колоссальными балансовыми отчетами, как правило, могут похвастать сроками пребывания у руля, сопоставимыми с длительностью правления Пап римских, не говоря уже о министрах», — пишет автор публикации, напоминая, что Алексей Миллер руководит «Газпромом», Игорь Сечин стоит во главе «Роснефти» с 2012 года, а Виталий Савельев возглавляет «Аэрофлот» с 2009 года. «Два крупнейших российских банка, Сбербанк и ВТБ, управляются одними и теми же людьми в общей сложности в течение 31 года: Герман Греф руководит Сбербанком уже 13 лет, а Андрей Костин руководит ВТБ с 2002 года», — говорится в статье. «Естественно, все эти люди имеют один общий знаменатель: это доверие и поддержка Кремля. Поэтому любые шаги по их замене зависят не только от утраты ими этого доверия, но и от способности Путина найти людей им на смену, которым он будет доверять в такой же степени». «Тем не менее, если Путин серьезно настроен на то, чтобы предпринять крупные шаги для стимулирования стабильного роста, более сильным сигналом стали бы перемены в руководстве некоторых из этих контролируемых государством гигантов», — уверен Генри Фой. (…) «Кадровые изменения, особенно на самом верху компаний, редко бывают полезны просто ради самих перемен, а новая кровь не всегда означает новые стратегии или действительно улучшенные стратегии. Но многолетние руководители часто попадают в ловушку консерватизма, летаргии и рутины, наряду с созданием тесного круга восхищенных и лояльных — но в остальном бесполезных — советников вокруг себя, — говорится в статье. — Николай Токарев является генеральным директором государственной монополии нефтепроводов „Транснефть“ с 2007 года, сохранив свой пост у руля компании стоимостью 18 млрд долларов, несмотря на 18-процентное снижение ее стоимости с 2016 года и крупный скандал с загрязненной нефтью в прошлом году, который сократил экспорт российской нефти в Европу». «Во время своей „генеральной уборки“ кабинета в январе Путин не провел никаких изменений в традиционных „силовых министерствах“ — обороны, иностранных дел и внутренних дел, главы которых исполняют свои обязанности в общей сложности в течение 32 лет. Ни одна правительственная перестановка в России не может быть названа настоящей без изменений в одной из этих сфер», — полагает обозреватель. «Аналогичная оценка должна применяться и к попыткам пересмотреть экономический подход России. Перетасовка министров — это одно, но замена тех, кто контролирует крупнейшие корпоративные расходы, направит гораздо более сильный месседж о том, что привычный порядок вещей больше неприемлем», — заключает автор. Перевод МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |