Куда ветер дует над «федеральными территориями»? |
Автор: По инф. rosbalt.ru |
07.02.2020 15:23 |
Предложение о странной новации, прозвучавшее из уст депутата Госдумы Андрея Клишаса - о появлении в России "территорий под федеральным управлением" - еще предстоит осмыслить. И хотя в Кремле сделали вид, что "первый раз об этом слышат", дыма без огня не бывает... Так что все это значит?
Учреждение «федеральных территорий» приведет не к усилению федеральной власти, а к ее ослаблению, считает политолог Максим Жаров. Как заявил эксперт, речь идет фактически о передаче территорий под управление каким-либо конкретным чиновникам. «Утверждается, что проект нужен для того, чтобы вывести в прямое федеральное подчинение закрытые территориальные образования и территории, которые сейчас имеют особый статус управления. Но я хочу сказать, что это будет означать управление территорий отдельными федеральными чиновниками. Подобные „федеральные территории“ были бы нормальной историей для сильного государства с сильной центральной властью. У нас же сейчас поправки в Конституцию предусматривают децентрализацию власти: появляется Госсовет, где будут заседать главы территорий, в том числе и главы этих „федеральных территорий“, если поправка будет принята. В случае ослабления вертикали власти в России могут возникнуть конфликты внутри федерации, и этими конфликтами могут воспользоваться наши соседи-недоброжелатели, которые имеют к нам территориальные претензии», — сказал Максим Жаров. Политолог не исключил, что инициаторы проекта могут иметь «в прицеле» конкретные регионы. «Среди желающих заняться освоением Крыма есть идея о создании отдельной территориальной зоны — Южного берега Крыма, которая будет выведена из-под ведома властей республики Крым и станет управляться каким-либо федеральным чиновников. Появление статуса „федеральных территорий“ позволит реализовать эту сомнительную идею», — указал Жаров. Эксперт не исключил, что последствия проекта могут оказаться далеко идущими, выходящими за рамки даже устремлений авторов идеи. «В случае децентрализации власти — если она будет осуществлена — может встать вопрос о расколе федерации на части. С помощью статуса „федеральных территорий“ это будет легче, чем сейчас», — заметил Максим Жаров.
** Инициаторы создания «федеральных территорий» пока внятно не сказали — зачем нужно это нововведение, считает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Как заявил эксперт, списка таких территорий пока тоже не представлено. «В советской системе было большое число городов, напрямую подчиненных Москве. Это было связано с их статусом. Это были закрытые военные города, наукограды, атомные и т. п. Их бюджет напрямую формировался из Москвы. На сегодняшний день, если исключить Москву и Санкт-Петербург, есть только один город федерального подчинения — Севастополь. Это связано с тем, что город почти военный, и даже говорили о том, чтобы сделать его закрытым городом. Но зачем сейчас надо возвращать систему, когда целые территории будут напрямую подчиняться Москве, непонятно. То ли это недоверие губернаторскому корпусу, то ли попытка в рамках нацпроектов и прочего установить прямой контроль», — сказал Илья Гращенков. Эксперт полагает, что такое управление может оказаться неэффективным. «Когда возникает ручная схема управления, вместо системного взаимодействия на уровнях вертикали власти, то может быть обратный эффект», — уточнил он. Илья Гращенков заметил, что прообразом таких территорий уже становились ТОСЭР. Возможно, во власти решили повести процесс дальше. «Уже есть ТОСЭР, которые с одной стороны, остаются под контролем регионов, а с другой, над ними есть еще ведомственные учреждения. Возможна передача управления из регионов профильным корпорациям», — не исключил эксперт. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |