Аудиторы иркутского ЗС представили карту путей-дорожек ДСИО |
Автор: По инф. Телеинформа |
20.06.2018 09:18 |
Нетривиально проявило себя руководство Дорожной службы Иркутской области во взаимодействии с региональной Контрольно-счетной палатой.
Когда КСП попыталась провести проверку акционерного общества, в ДСИО оказали сопротивление и всячески препятствовали работе аудиторов: отказались предоставлять документацию, а затем и вовсе подали в Арбитражный суд на Контрольно-счетную палату, заявив, что та не имеет права проверять хозяйствующих субъектов. Кроме того, ДСИО в суде ходатайствовала с требованием запретить Контрольно-счетной палате готовить отчет по результатам проверки, а также направлять любые материалы по этому поводу в адрес Законодательного собрания области. Тем не менее, суд ходатайство не удовлетворил. Об этом и о многом другом, выявленном в ходе проверки Дорожной службы области, на заседании комиссии по контрольной деятельности ЗС 19 июня рассказала аудитор КСП Ксения Корень. Документацию, тем не менее, проверяющие получили – она была изъята Следственным управлением СКР по Иркутской области в рамках уголовного дела в отношении сотрудников ДСИО. Аудиторы изучили деятельности ДСИО за период со второго полугодия 2015 года и выявили немало интересного: от сокрытия прибыли, начислений огромных премиальных руководству областной Дорожной службы до фактов откровенного мошенничества и ухода от налогов. По итогам материалы были переданы в правоохранительные органы, включая ФСБ. Стоит напомнить, АО «Дорожная служба Иркутской области» находится в стопроцентной собственности региона, учредителем акционерного общества является областное правительство в лице министерства имущественных отношений. Функцию отраслевого управления осуществляет министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области. Выявленные нарушения аудиторы условно разделили на два блока: в сфере управления государственной собственностью (в виде акций) и нарушения в финансово-хозяйственной деятельности самой ДСИО. По первому блоку Дорожная служба мухлевала с дивидендами, подлежащими зачислению в доход бюджета Иркутской области (их попросту не начисляли, оставляя в распоряжении ДСИО). Как пояснила аудитор КСП, по распоряжению губернатора, на выплату дивидендов следовало направлять не менее 50% чистой прибыли акционерного общества. Однако, в отсутствие правовых оснований и в нарушение закона региональное минимущество дало указание при голосовании в совете директоров отказать в начислении и выплатах дивидендов по итогам работы ДСИО в 2016 году. КСП квалифицировало это как превышение должностных полномочий Минстроем и Минимуществом области, повлекшее недополучение в областной бюджет 2017 года более 25 млн. рублей. По второму блоку руководство Дорожной службы, во-первых, использовало незаконные схемы ухода от налогов, во-вторых, необоснованно выплачивало немалые премии работникам аппарата управления ДСИО, и, в-третьих, – манипулировало в сфере закупок, нередко заключая договоры без указания объемов закупаемых товаров.
- Организация искусственно занижала налог на прибыль, формируя резервы по сомнительным долгам, - рассказала Ксения Корень. – Мы заметили динамику резкого увеличения сформированного резерва начиная с 2014 года. Кроме того, в этот резерв сомнительных долгов включались также долги аффилированного с ДСИО юридического лица. Акционерным обществом ДСИО была создана одноименная служба, тоже ДСИО, но с другой организационно-правовой формой – ООО. 99% долей этого ООО принадлежит АО ДСИО. И долги ООО полностью включаются в резерв сомнительных долгов Дорожной службы, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу. Таким образом уменьшается объем чистой прибыли, из которой платятся дивиденды в доход Иркутской области. Если подвести итоговые цифры по этому сформированному резерву, дивиденды, налог на прибыль, недополученные в федеральный и областной бюджеты, в 2015 году составили сумму порядка 40 млн. рублей, в 2016 году – около 16 млн., в 2017 году (предварительно) – 12 млн. рублей. Что касается премирования аппарата управления ДСИО, проверка показала, что в период 2015-2017 годов имеется тенденция ежегодного увеличения расходов на премиальные. Если в 2015 году на различные виды премий было направлено 6,5 млн. рублей, то в 2016 – уже 24 миллиона (четырехкратное увеличение), а в 2017 – уже 36 млн.рублей. Таким образом, с 2015 года эти расходы выросли на 554%, сообщила Ксения Корень. - При этом в письме на имя губернатора руководство Дорожной службы сообщало, что чистая прибыль у акционерного общества по итогам 2016 года отсутствует и чтобы выплатить дивиденды, пришлось бы прибегнуть к заемным средствам, - рассказала аудитор. – Однако расчетный размер дивидендов, который потенциально мог бы быть получен в бюджет Иркутской области (25 млн.рублей) сопоставим с размером премий, которые получало руководство ДСИО. Что касается закупок, в этой сфере Дорожной службой допущены самые крупные и многочисленные нарушения, нередко с признаками преступлений. Почему я говорю «признаки»? Потому что подтверждение составов уголовных статей – это, все же, компетенция правоохранительных органов, - акцентировала аудитор. В качестве примера она привела случаи заключения контрактов, в которых невозможно определить количество закупаемого товара или услуг: - Это и покупка битума на 350 млн.рублей без указания количества, и договоры на пуско-наладочные работы по бетонным заводам по завышенной стоимости, и приобретение готового асфальтобетонного завода без указания серии (то есть, без отражения мощности завода). Отдельно аудитор отметила факты прямых неэффективных расходов средств областного бюджета. - 25 декабря 2016 казенным учреждением «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог» с Дорожной службой Иркутской области был заключен госконтракт на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Киренск-Казачинское (36,3 километра). Цена контракта составила 1 млрд 552 млн. рублей. В целях выполнения данного госконтракта ДСИО заключила договор субподряда с другой организацией на те же самые работы по строительству этих же самых 36,3 км дороги, но цена контракта уже составила 1 млрд 277 млн. (от первой суммы минус 275 миллионов рублей). То есть, фактически госконтракт заключен с Дирекцией, но перепродан другой фирме, а 275 миллионов осели в Дорожной службе. При этом дивидендов Иркутской области ДСИО не платит. Подводя итог, аудитор отметила, что выявлены многочисленные факты, имеющие признаки состава уголовно-наказуемых деяний (это и превышение должностных полномочий, и злоупотребления, и мошенничества). Материалы направлены в Следственный комитет, в ОБЭП, в Управление федеральной антимонопольной службы, в прокуратуру и ФСБ. - В целом, если отойти от сухого языка бюджетного и налогового законодательства, удручающее впечатление у нас сложилось по результатам проверки ДСИО – по количеству совершенных и совершаемых там правонарушений, - резюмировала аудитор КСП. Депутаты, заслушав информацию, попытались получить ответы от Минимущества, которое, по идее, должно было контролировать ситуацию в ДСИО. Однако, выяснилось, что на заседание никто из представителей министерства не пришел. - Все, что можно было нарушить – нарушили. Где можно было украсть – крали, и ничего не боялись, - изумился председатель комиссии по контрольной деятельности Геннадий Нестерович. – Я впервые такое встречаю – чтобы вот так подходили. На реплику Нестеровича немедленно обиделся замруководителя министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов: - Вы не имеете права высказывать такие выводы о правонарушениях (в ДСИО, - прим.ред.) – что кто-то что-то украл. Деньги Дорожной службы – это не деньги Дорожного фонда. ДСИО их зарабатывает и как они там ими распоряжаются – пусть КСП, вон, проверяет, прокуратура…Пусть они этим занимаются и свои комментарии дают. А я ничего комментировать не буду, - заявил замминистра и демонстративно покинул зал заседаний. Депутаты решили оставить вопрос на контроле и вернуться к проверке ДСИО в конце года. К тому времени свое веское слово должны будут сказать и правоохранительные органы. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |