Добро пожаловать в... убытки? |
Автор: Вадим МЕЛЬНИКОВ | ||
01.12.2011 09:08 | ||
Стоит ли уважающему себя бизнесмену заниматься отельным бизнесом в Иркутске? Принесет ли это доход? Казалось бы, ответ очевиден: конечно, да – ведь рядом Байкал, приманивающий тысячи, сотни тысяч туристов ежегодно. К тому же Иркутск – крупный деловой и административный центр, куда регулярно наезжают командированные всех мастей, учащиеся, лечащиеся и прочие гости города. Куда же им еще, как не в гостиницу? Однако, как выяснилось, не все так однозначно в этом деле. Корреспондент ИТГ Вадим МЕЛЬНИКОВ попытался «прицениться» к отельному бизнесу. Вот что из этого получилось. БЭКПЭКЕРЫ НЕ ПРИНЕСЛИ УДАЧУ …Сегодня я неожиданно разбогател. Деньги, конечно, скромные. Можно некоторое время пожить рантье, но тихо и скромно, по-студенчески. Хочется чего-то большего. Размаха, широты, масштаба. Чтобы ты не работал на деньги, деньги должны работать на тебя. Решено. Куплю бизнес. Например, маленькую гостиницу. Начинать надо с малого. Как Хилтон, например. По этой редакционной «легенде» я и отправился искать подходящий вариант. Задача: купить в Иркутске готовый (и желательно раскрученный) объект в категории «мини-гостиница» или «хостел», вложив в это дело в пределах 10 млн рублей. Новостройка в Ершах. Многообразие архитектуры иркутских новостроек сходно в одном – ты никак не можешь решить, дворец перед тобой или все-таки крепость? С трудом нахожу вход без опознавательных знаков, миную домофон. Глянцевая улыбка хозяйки: – Здравствуйте! Меня зовут Ирина Алексеевна, а это наш холл. Осматриваюсь. Детские коляски, коробки, мешки, колченогая мебель, пыль. С виду холл очень похож на классический чулан, но я новичок в бизнесе, мне ли судить? – Не смущайтесь. Это все жильцы соседних квартир. Мы немного сменили профиль, сейчас просто сдаем комнаты в долгосрочную аренду, так мороки меньше. Вы можете заставить их тут все убрать и посадить ресепшен. Тут красиво все можно сделать. – А почему профиль сменили? – Если все делать «по-белому», ну... вы же знаете. – Скажите, а вы продаете это как бизнес? – перехожу я к делу. – Скорее как недвижимость. С сопутствующей нагрузкой. Мы пытались работать как ООО, но, честно говоря, накладно выходит. С трудом закрыли потом. Там вход рубль, а выход – два. – А помощь от государства не пробовали получить? Наверняка ведь есть какие-то программы по поддержке малого бизнеса. – Мы пытались. Но участие в этих программах требует как раз полной «прозрачности». А это чисто экономически невыгодно. Но все равно – бизнес неплохой, – спохватывается она. – Конечно, многое от сезона зависит. Поэтому крупные отели стараются летом «жирком обрасти», чтобы по итогам года в плюсе остаться. Клиентов летом – яблоку негде упасть, а зимой пусто. А на гостиницы эконом-класса всегда есть спрос. Народу масса через город проезжает. Мы же хороший такой транспортный хаб. Потом всякие пациенты больниц и их родственники из области, мелкие бизнесмены, командировочные, девицы легкого поведения, гастарбайтеры, молодежь снимает на ночь… короче, подобного рода публика. Есть, конечно, и такие гостиницы, где просто сверхдоходы. К примеру, территориально «пристегнутые» к клиентуре – вблизи аэропорта, в районе железнодорожного вокзала. Там все четко отлажено: выстроены отношения с вокзальной администрацией – клиент в такие заведения буквально вагонами прет. С выгодой этим бизнесом «восточное» люди занимаются: диаспоры держат гостиницы специально для своих. Есть отель, которым владеет группа художников, причем отель дешевый, но, говорят, с миллионными прибылями. Но это, конечно, не про нас. Наша клиентура – иностранные бэкпэкеры (от англ. backpack – рюкзак. Распространенный в последние десятилетия термин, обозначающий путешествия, совершаемые туристом (бэкпэкером) за небольшие деньги, чаще всего принципиально отказывающимся от услуг туроператоров. Кстати, в Иркутске, на пересечении улиц Карла Маркса и Литвинова есть единственный в стране памятник бэкпекеру – прим. ИТГ). Авантюристы разные, студенты-выпускники, те, кто внезапно решил бросить работу, реже – люди, вдруг продавшие все в своем Лондоне или Париже и пустившиеся в бесконечный путь. Как узнают про нас? В первую очередь – Интернет. Специальные каталоги хостелов. Через них к нам идут брони. Многие с помощью Facebook продвигаются – тоже перспективное направление. А когда только начинала этот бизнес, за клиентом ходила на вокзал охотиться: с четырех часов утра и до обеда, да по ночам. Расписание пассажирских поездов наизусть знала.
– А как конкуренты – не слишком ли тесно в вашей нише? Вон сколько гостиниц в Иркутске… – Конкуренция есть, но не слишком острая. По большому счету, чтобы нормально существовать, всего лишь необходимо, чтобы о тебе знали. А вот крупным игрокам тяжелее. В нашем городе мало приезжих, готовых платить 2–3 тысячи в сутки. А випы только по большим праздникам бывают. К тому же в Иркутск постепенно приходят международные гостиничные сети, думаю, они в конце концов и выдавят наших «мастодонтов». А вообще, хоть я в этом деле уже восемь лет, до сих пор не знаю секрет успеха. От чего зависит, придет к тебе клиент или предпочтет другую гостиницу? Невозможно предсказать. Даже мрачный прокуренный бардак может быть привлекательным местом – для определенной категории постояльцев, конечно. Видимо, нужно найти свой контингент и держать сервис на необходимом ему уровне. У нас так не получилось, – под конец признается хозяйка мини-гостиницы. ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ Так все же – имеет ли смысл заниматься этим бизнесом? Какова рентабельность в этом секторе, соотношение спроса и предложения? Как формируется цена на гостиничные услуги? С такими вопросами мы обратились к иркутским экспертам.
– Конкуренция в отельном бизнесе Иркутска стабильно растет, особенно это чувствуется в секторе 3–4-х-звездочных гостиниц. В случае появления новых отелей, особенно сетевых, высококлассных, конкуренция усилится в разы. К примеру, выход на рынок отеля «Мариотт», открывшегося в 2011 году в Иркутске, заметно повлиял на рынок. Что касается цен в иркутских гостиницах, они зависят от ряда факторов, среди которых как категорийность (отеля, номера), так и сезонные колебания. В целом успех и прибыль зависят от правильно выбранной ценовой политики отеля и процента загрузки номеров. Относительно вхождения в бизнес, того, что называется стартапом, в Иркутске это возможно только при наличии достаточно крупного первоначального капитала, так как в наше время успех в гостиничном деле определяют техническая оснащенность, грамотный дизайн, дополнительные услуги отеля и профессионализм кадров. Надо понимать такую простую вещь: в наш век гостей надо либо удивлять, либо соответствовать уровню их запросов, а он, как правило, достаточно высок. Кстати, срок окупаемости гостиничного проекта – не 5–6 лет, как это было раньше, а восемь и более.
– На мой взгляд, в Иркутске существует определенная нехватка отелей (особенно среднего класса), но только летом. С вводом гостиницы «Мариотт» (хотя она, безусловно, классом повыше) нехватка снизится, однако полностью проблема не решится. Основным клиентами гостиниц среднего класса летом являются туристы, зимой – командировочные. Причем сейчас не принято каким-то образом разделять иностранных и российских туристов. Набор ожиданий у всех одинаков, это касается и качества обслуживания, и пожеланий к стоимости проживания. Ценообразование в иркутских отелях обусловлено, прежде всего, сезонностью (кстати, до восьмидесяти процентов прибыли отели получают летом). Себестоимость пустого номера и номера с постояльцем почти не различаются, но содержать персонал необходимо круглый год. Вообще, должен отметить, что тарифы на проживание в иркутских отелях и в среднем по стране одинаковы. Но если, например, в Москве отели немалую часть выручки делают за счет прочих услуг (ресторанов, деловых центров, сдачи площадей в аренду), то в Иркутске основная прибыль поступает собственно за счет номерного фонда.
– Открытие в центре Иркутска отеля Courtyard Irkutsk City Center от Marriott International существенно повлияет на рынок. Само собой, конкуренция усилится. «Мариотт» захватит большую часть рынка платежеспособных туристов, приезжающих в Иркутск. Чтобы отстоять потоки, большинству иркутских гостиниц придется либо ориентироваться на стандарты «Мариотта», либо искать какую-то новую нишу. Затронет приход «заморского гостя» и интересы туроператоров. Одним из сдерживающих факторов развития туроператорского бизнеса на Байкале является низкая комиссия, которой «делятся» гостиницы с туроператорами: от 5 до 15%. Соответственно, туроператоры не заинтересованы заключать долгосрочные договоры с гостиницами и брать на себя обязательства по загрузке отелей. И отели большую часть сезона стоят пустыми. ЯЗЫКОМ ЦИФР
– Летом гостиницы в Иркутске загружены практически полностью, зимой же по большей части пустуют, в результате среднегодовая загрузка равна не более 40%. – За минувший год гостиницы и аналогичные места размещения Иркутской области оказали услуги на 6 млрд рублей, туроператоры – на 1 млрд 200 млн рублей.
Столица Иркутской губернии на протяжении своей истории всегда играла роль перевалочного пункта для столичных чиновников, путешественников, ученых-исследователей, политических ссыльных и каторжан. Ее невозможно было миновать, отправляясь на Крайний Север, Дальний Восток или в Китай. В первой половине ХIХ века путешественники зачастую вынуждены были проситься на постой к хозяевам частных домов. Известны случаи, когда жены декабристов, направляющиеся к мужьям на каторгу, останавливались на квартирах местных купцов или чиновников. Порой и арестанты, прибывающие с этапами в Иркутск, временно останавливались в частных домах. «Гостиничный бизнес в Иркутске изначально развивался медленно – было слишком много других соблазнов, связанных с торговлей пушниной, чаем, а затем и с добычей золота. За обустройство же мест для краткого, но приятного проживания брались сначала лишь третьеразрядные купцы, да и то с опаской и с расчетом на помощь общества. Так, 2 января 1838 года иркутским купцом 3-й гильдии Венедиктовым была открыта гостиница в доме, принадлежащем городскому обществу, и в пользу нее проведен маскарад. Спустя двадцать лет этой гостиницы не было и в помине и на весь Иркутск приходилось лишь одно заведение Шульца. Гостиничное движение началось во второй половине шестидесятых годов девятнадцатого века». Учитывая острую нехватку ночлежных помещений, гостиниц, предприимчивые толстосумы начали вкладывать средства в строительство купеческих особняков, доходных домов-гостиниц с целью получать прибыль. «В 1860-х годах выгодность расположения Тихвинской площади в Иркутске заметил красноярский купец Иван Осипович Краузе, построив на углу улиц Тихвинской и Дворянской гостиницу «Амур». В другом районе города на улице Луговой, вблизи Русско-Азиатского банка, была возведена деревянная гостиница «Метрополь». Н. С. РОМАНОВ. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. – Иркутск, 1994
|